Между тем кризис, потрясший образ-действие, зависел от множества причин, сказавшихся в полной мере лишь после войны, и некоторые из
них оказались социальными, экономическими, политическими и моральными, а
прочие — более «своими» по отношению к искусству, литературе и особенно кино. Среди этих причин называли многое: войну и ее последствия, потрясение «американской мечты»
во всех аспектах, новое самосознание
меньшинств; увеличение количества образов и их инфляция как во внешнем мире, так и в головах публики; влияние на кинематограф новых способов повествования, с
которыми экспериментировала
литература; кризис Голливуда и старых жанров... Разу- 1 М i t г у Jean, «Esthetique
et psychologic du cinema», II. Ed. Universitaires, p. 397. ! Comolli Jean-Louis, «Le detour par
le direct», «Сяйге/з due/nemo», no. 209, 211, fevrier et avril 1969. Марсель Л'Эрбье — один из тех, кто
лучше всего писал об импровизации на
съемочной площадке, неминуемой и «восхитительной», о присутствии документального фильма на всем
протяжении художественного, а также о смычке с кинохроникой: «В "Эльдорадо"'для
большего драматизма я воспользовался подлиннойттроцессией, которую я не
организовывал. Актеров своих я отпустил...» (ср.: Burch Noel. «Marcel L'Herbier». Seghers, p. 76). меется, продолжали
создавать фильмы и по схемам САС и АСА: наибольший коммерческий
успех всегда им гарантирован, но душа кинематографа находится
уже не здесь. Душа кино все больше требует мысли, даже если
мысль начинает разрушать систему действий, перцепций и переживаний, которыми до
сих пор кино подпитывалось. Мы теперь едва ли станем утверждать, что глобальная
ситуация может дать повод к действию, способному ее
видоизменить. К тому же мы не считаем, что некое действие
может заставить ситуацию раскрыться, пусть даже частично. Утрачиваются даже
наиболее «здравые» иллюзии. И прежде всего повсюду оказалось подорванным
доверие к цепям «ситуация — действие», «действие — противодействие»,
«возбуждение — отклик», словом,
ксенсомоторным связям, создавшим образ-действие. Реализм, несмотря на все свое неистовство или, скорее,
вопреки всему своему буйству, которое
так и осталось сенсомоторным, не учитывает этого нового положения вещей, при котором синсигнумы
рассеиваются, а индексы
затуманиваются. Нам необходимы новые знаки. И образы нового типа, которые можно попытаться отождествить с
послевоенным американским кино,
рождаются за пределами Голливуда. Во-первых, образ отсылает уже не" к глобализующей или синтетической, а к
дисперсивной ситуации. Персонажи многочисленны, редко пересекаются друг с другом и становятся то главными, то вновь второстепенными.
Тем не менее это не серия скетчей и не сборник новелл, поскольку они воспринимаются в одной и той же рассеивающей их реальности. Это направление разрабатывает
Роберт Олтмен, в особенности в фильмах «Свадьба» и «Нэшвилл», с
многочисленными звуковыми дорожками и
анаморфическим экраном, позволяющим снимать несколько мизансцен
одновременно. Город и толпа теряют свой
коллективистский и единодушный характер, как это было у Кинга Видора; в то же время город перестает быть
«городом сверху», городом стоячим, с
небоскребами и резкими наездами камеры вверх; город становится лежачим,
горизонтальным или на уровне человеческого
роста, и каждый в нем занимается собственным делом, не вмешиваясь в дела других. |