Во-вторых, Нарушенными оказались мировая линия или волокно, продлевавшее одни события в других или обеспечивавшее согласование
между порциями пространства. Следовательно, малая формаЛС4 предстала столь же
опороченной, как и большая форма САС. Эллипсис перестал быть типом повествования, способом, с помощью которого мы переходим от действия к частично раскрытой ситуации: он принадлежит
теперь самой ситуации, а реальность теперь столь же лакунарна, сколь и
дисперсивна. Логические последовательности, сочетания и связи намеренно ослабли. Единственной путеводной нитью становится случайность, как происходит в «Квинтете» Олтмена. То событие медлит и теряется в
период, когда ничего не происходит, — то оно наступа- 280 Жиль Лелёз Кино-1.
Образ-движение 281 ет слишком
быстро, но не принадлежит тому, с кем случается (даже В-третьих,
действие или сенсомоторная ситуация оказалась заменена прогулкой, бесцельным шатанием и.постоянным хождением, взад-вперед.
Прогулка обрела в Америке формальные и материалъ-, ные условия для обновления. Происходит она по необходимости, внутренней или внешней, а также из потребности к
эскейпизму. Но она утрачивает инициационный аспект, который был ей
присущ в путе-, шествиях из немецкого кино
(даже в фильмах Вендерса) и который она,
вопреки всему, сохранила в путешествии битническом («Беспечный
ездок» Денниса Хоппера и Питера Фонда). Она превратилась в прогулку по городу и отделилась от активной и
аффективной структуры, которые ее поддерживали, управляли ею, задавали
ей направления, пусть даже смутные. Как
провести нервное волокно или построить
сенсомоторную структуру между шофером из «Таксиста» и тем, что он видит на тротуаре в смещении через стекло
заднего обзора? А у Люмета все
происходит в непрерывных гонках и беготне, на уровне земли, в бесцельных движениях, когда персонажи
ведут себя словно автомобильные
стеклоочистители («Собачий полдень», «Серпико»). Для современного жанра прогулки наиболее определенным
фактом является то, что
происходитона в «каком-угодно-пространстве»; на сортировочной станции, на заброшенном складе, сквозь
недифференцированную городскую ткань,—в противоположность действию в
фильмах старого реализма, развертывавшемуся
в квалифицированном пространстве-времени.
Как говорил Кассаветес, речь идет о том, чтобы разложить пространство,
равно как и историю, интригу или действие1. |