В-четвертых, мы задаемся вопросом о том, что же поддерживает множество в этом мире, где нет Ни тотальности, ни логической связи
явлений. Ответ прост: множество образуется благодаря совокупности клише, и ничему иному. Ничего, кроме клише, повсюду
клише... Эта проблема была поставлена еще Дос Пассосом и новыми приемами, которые он ввел в роман до того, как об этом
зародилась мысль в кинематографе:
дисперсивная и лакунарная реальность, мельтешение слабо взаимодействующих персонажей; их возможность
становиться то главными, то опять
второстепенными героями; события, «накладывающиеся» на персонажей и не принадлежащие ни тем, кто их претерпевает, ни
тем, кто их вызывает. И получается, что цементируют все это расхожие клише
определенной эпохи или текущего момента, звуковые и зрительные лозунги,
— и называет это все Дос Пассос терминами, заимствованными из кинематографа, —
«киножурналом» и «камерой-глазом» (киножурналы — это сборники новостей, где
перемешаны политические и общественные
события, разнообразные факты,.интервью и популярные песни; а киноглаз —
это внутренний монолог «какого-угод-но-третьего»,
которого невозможно идентифицировать ни еодним из персонажей). Эти анонимные клише представляют
собой плавучие образы, бродящие по
внешнему миру, но также проникающие в каждого и формирующие его внутренний мир, так что каждый обладает в своей душе
лишь психическими клише, которыми он думает и чувствует, мыслит о себе и
ощущает себя, ибо он сам — клише среди прочих клише в окружающем его мире1. Клише психические, оптические и
звуковые взаимно подпитываются. Для
того чтобы люди смогли вынести друг друга,
самих себя и мир, необходимо, чтобы бедствия заполнили их сознание, и чтобы их внутреннее стало подобным
внешнему. Такое романтическое и
пессимистическое мировоззрение мы встречаем у Олт-мена и Люмета. В «Нэишилле» городские
места продублированы образами, на
которые они вдохновляют, фотографиями, звукозаписью, телевидением; и персонажи в конце концов объединяются
вокруг навязшей в зубах песенки. Эта
власть звукового клише и пошлой песенки
утверждается в фильме Олтмена «Идеальная пара»: прогулка- (и баллада)
(bal(l)ade) обретает здесь свой второй смысл,
становясь стихотворением, которое поют и под
которое танцуют. В фильме Люмета «Прощай,
храбрей», где речь идет о
прогулке по городу четверых евреев-интеллектуалов,
собравшихся на похороны друга, один из них бродит меж могил, читая мертвецам последние новости из
газет. В «Таксисте» Скорсезе
создает каталог разнообразных психических клише, мельте- 1 Обо всем этом см.
прежде всего в журнале «Cinematographe»:
об
Олтмене по. 45, mars 1979 (статья Мараваля), а также по.
54, janvier 1980 (Фьески и Каркассон); о
Люмететю. 74, janvier 1982 (Риньери,
Себи Фьески); о Кассаветесе, по. 38, mai 1978 (Лара) и по.
77, avnl 1982 (Сильвия Троза и Прад); о Скорсезе,
по. 45 (Кюэль). |