Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


В-четвертых, мы задаемся вопросом о том, что же поддерживает множество в этом мире, где нет Ни тотальности, ни логической связи явлений. Ответ прост: множество образуется благодаря совокупности клише, и ничему иному. Ничего, кроме клише, повсюду клише... Эта проблема была поставлена еще Дос Пассосом и новыми приемами, которые он ввел в роман до того, как об этом зародилась мысль в кинематографе: дисперсивная и лакунарная реальность, мельтешение слабо взаимодействующих персонажей; их возможность становиться то главными, то опять второстепенными героями; события, «накладывающиеся» на персонажей и не принадлежащие ни тем, кто их претерпевает, ни тем, кто их вызывает. И получается, что цементируют все это расхожие клише определенной эпохи или текущего момента, звуковые и зрительные лозунги, — и называет это все Дос Пассос терминами, заимствованными из кинематографа, — «киножурналом» и «камерой-глазом» (киножурналы — это сборники новостей, где перемешаны политические и общественные события, разнообразные факты,.интервью и популярные песни; а киноглаз — это внутренний монолог «какого-угод-но-третьего», которого невозможно идентифицировать ни еодним из персонажей). Эти анонимные клише представляют собой плавучие образы, бродящие по внешнему миру, но также проникающие в каждого и формирующие его внутренний мир, так что каждый обладает в своей душе лишь психическими клише, которыми он думает и чувствует, мыслит о себе и ощущает себя, ибо он сам — клише среди прочих клише в окружающем его мире1. Клише психические, оптические и звуковые взаимно подпитываются. Для того чтобы люди смогли вынести друг друга, самих себя и мир, необходимо, чтобы бедствия заполнили их сознание, и чтобы их внутреннее стало подобным внешнему. Такое романтическое и пессимистическое мировоззрение мы встречаем у Олт-мена и Люмета. В «Нэишилле» городские места продублированы образами, на которые они вдохновляют, фотографиями, звукозаписью, телевидением; и персонажи в конце концов объединяются вокруг навязшей в зубах песенки. Эта власть звукового клише и пошлой песенки утверждается в фильме Олтмена «Идеальная пара»: прогулка- (и баллада) (bal(l)ade) обретает здесь свой второй смысл, становясь стихотворением, которое поют и под которое танцуют. В фильме Люмета «Прощай, храбрей», где речь идет о прогулке по городу четверых евреев-интеллектуалов, собравшихся на похороны друга, один из них бродит меж могил, читая мертвецам последние новости из газет. В «Таксисте» Скорсезе создает каталог разнообразных психических клише, мельте-


 


1 Обо всем этом см. прежде всего в журнале «Cinematographe»: об Олтмене по. 45, mars 1979 (статья Мараваля), а также по. 54, janvier 1980 (Фьески и Каркассон); о Люмететю. 74, janvier 1982 (Риньери, Себи Фьески); о Кассаветесе, по. 38, mai 1978 (Лара) и по. 77, avnl 1982 (Сильвия Троза и Прад); о Скорсезе, по. 45 (Кюэль).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz