' Клод-Эдмонд Маньи проанализировал все
эти проблемы у Дос Пассоса: «L 'age duroman
americain». Ed. du Seuil, p. 125—137. Романы
Дос Пассоса оказали влияние на итальянский
неореализм; и наоборот, сам Дос Пассос подвергся определенному влиянию «киноглаза» Вертова. 282 Жиль
Д,елёз Кино-1.
Образ-движение 283 шащих в голове у
водителя, — но в то же время и клише оптических и Идея об одном и
том же бедственном положении — внутреннем и внешнем, в мире и в сознании — в
наиболее мрачном виде была разработана еще английскими романтиками, а именно -
Блейком и Кольрид-жем: люди не смирились бы
с невыносимым, если бы те же «основания^,, что навязываются им извне, не прокрадывались бы к ним изнутри и не подталкивали бы к этому. По мнению Блейка, в мире
имеется некая организация
бедствий, от которых нас,
возможно, спасет американская революция1.
Но вышло так, что Америка придала иное направление этому романтическому
вопросу, сформулировав его еще более радикально и технично и посчитав его решение еще более
неотложным: и в итоге там наступило
царство клише, внутренних и внешних. Так как же не поверить в существование могущественной и слаженной
организации, в грандиозный и мощный
заговор, нашедший средства для того, чтобы застаг вить клише циркулировать,
перетекая из внешнего мира во внутренний, а из внутреннего — во внешний?
Криминальному заговору как органиг зации
Власти суждено было в современном мире обрести новые повадки, проследить и показать которые кинематограф
стремился изо всех сил. Это уже не целое, как в «черном» фильме американского
реализма, не организация, отсылающая
к отчетливо выделенной среде и к наг значаемым действиям, с помощью которых, словно языком сигналов, преступники общаются (хотя фильмы такого типа
по-прежнему снимаются и пользуются
большим успехом, например, «Крестный отец»). Нет больше магического центра, откуда исходили бы,
распространяясь повсюду, гипнотические действия, — как было в двух
первых фильмах Ланга о Мабузе. Правда, мы
видели эволюцию, которую претерпел в этом
отношении Ланг: «Завещание доктора Мабузе» оперирует уже не производством тайных действий, а, скорее,
монополией на их воспро,-изводство.
Тайная власть смешивается с ее последствиями, со средствами ее осуществления, с ее масс-медиа,
радиостанциями, телевизионными компаниями, микрофонами: теперь она
работает посредством «механической
репродукции образов и звуков»2. Это и есть пятое свойство нового образа, и именно оно больше всего
вдохновляло послево- |