Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


' Клод-Эдмонд Маньи проанализировал все эти проблемы у Дос Пассоса: «L 'age duroman americain». Ed. du Seuil, p. 125—137. Романы Дос Пассоса оказали влияние на итальянский неореализм; и наоборот, сам Дос Пассос подвергся определенному влиянию «киноглаза» Вертова.


282


Жиль Д,елёз


Кино-1. Образ-движение


283


 


шащих в голове у водителя, — но в то же время и клише оптических и
звуковых светящихся неоновых реклам, ряды которых он видит на ули
цах: да и сам он после совершенного им убийства станет национальным
героем на один день, перейдя в состояние клише, хотя событие это при
надлежать ему не будет. Наконец, мы уже не можем отличить психи
ческое от физического у героя фильма «Король комедии», дышащего в
той же пустоте среди взаимозаменяемых персонажей.                                        ,,,

Идея об одном и том же бедственном положении — внутреннем и внешнем, в мире и в сознании — в наиболее мрачном виде была разработана еще английскими романтиками, а именно - Блейком и Кольрид-жем: люди не смирились бы с невыносимым, если бы те же «основания^,, что навязываются им извне, не прокрадывались бы к ним изнутри и не подталкивали бы к этому. По мнению Блейка, в мире имеется некая организация бедствий, от которых нас, возможно, спасет американская революция1. Но вышло так, что Америка придала иное направление этому романтическому вопросу, сформулировав его еще более радикально и технично и посчитав его решение еще более неотложным: и в итоге там наступило царство клише, внутренних и внешних. Так как же не поверить в существование могущественной и слаженной организации, в грандиозный и мощный заговор, нашедший средства для того, чтобы застаг вить клише циркулировать, перетекая из внешнего мира во внутренний, а из внутреннего — во внешний? Криминальному заговору как органиг зации Власти суждено было в современном мире обрести новые повадки, проследить и показать которые кинематограф стремился изо всех сил. Это уже не целое, как в «черном» фильме американского реализма, не организация, отсылающая к отчетливо выделенной среде и к наг значаемым действиям, с помощью которых, словно языком сигналов, преступники общаются (хотя фильмы такого типа по-прежнему снимаются и пользуются большим успехом, например, «Крестный отец»). Нет больше магического центра, откуда исходили бы, распространяясь повсюду, гипнотические действия, — как было в двух первых фильмах Ланга о Мабузе. Правда, мы видели эволюцию, которую претерпел в этом отношении Ланг: «Завещание доктора Мабузе» оперирует уже не производством тайных действий, а, скорее, монополией на их воспро,-изводство. Тайная власть смешивается с ее последствиями, со средствами ее осуществления, с ее масс-медиа, радиостанциями, телевизионными компаниями, микрофонами: теперь она работает посредством «механической репродукции образов и звуков»2. Это и есть пятое свойство нового образа, и именно оно больше всего вдохновляло послево-


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz