перспектив,
замедление времени, искаженность жестов» {«Карабинеры» Годара, «Стреляйте в пианиста» или «Париж
принадлежит нам»)]. Оплошность
становится символом нового реализма в противовес отчетливости поступков реализма прежнего. Неловкие объятия, неуклюжие драки и промахи при чирканье спичкой, настоящие сдвиги по фазе в действиях и речи заменяют чересчур совершенные поединки из американского реализма. Эсташ вкладывает в уста одного из персонажей «Матушки и шлюхи» такие слова: «Чем больше кажешься
фальшивым, тем дальше идешь; фальшь - это что-то потустороннее». Под этой властью
фальши все образы превращаются в клише, иногда
потому, что в них показывается неловкость, а иногда оттого, что они изобличают внешнее совершенство. У
неуклюжих жестов из «Карабинеров» имеется коррелят: открытки,
сохранившиеся у героев с времен
войны. Внешним, оптическим и звуковым клише служат коррелятом клише внутренние или психические.
Возможно, наиболее полное развитие этот элемент получил в новейшем
немецком кино: Даниэль Шмид применяет
замедленную съемку, делающую возможным раздвоение персонажей, — кажется,
будто они находятся в стороне от
собственных слов и поступков, а среди внешних клише выбирают те, которые собираются воплотить внутри
себя, и все это в постоянной замене внешнего внутренним и наоборот (это
характерно уже для фильма «Голубка», но еще больше — для «Тени
ангела», где «еврей мог бы быть и фашистом, а проститутка — сутенером...»,
— в непрерывной карточной игре, когда
каждый игрок сам оказывается картой, но картой, разыгрываемой кем-то другим2.
Если же дела складываются так, то
как же не поверить в существование диффузного всемирного заговора, направленного на всеобщее порабощение, распространяющегося в каждом месте
«какого-угодно-пространства» и повсюду сеющего смерть? У Годара такие фильмы,
как «Маленький солдат», «Безумный Пьеро», «Made in U. S. А.» и «Уик-энд», где
в конце из маки выходит участник
Сопротивления, по-разному свидетельствуют
о непостижимом заговоре. Риветт также от фильма «Париж принадлежит нам» и до «Северного моста», включая фильм «Монахиня», непрестанно ссылается на мировой заговор,
распределяющий роли и ситуации в своего рода игре в гуся, наводящего порчу. 'Oilier Claude, «Souvenirs ёсгап». Cahiers du cinema-Gallimard, p. 58. Роб-Грийе подчеркивал важность детали, «совершающей
промашку», а также истины в противоположность веризму: «Pourun nouveau roman». Ed. du Minuit, p. 140. 2 Op.: «Dossier Daniel Schmid», Ed. L'Aged'homme,p. 78—86 (вособенности то, что Шмид называет «клише из папье-маше»). Однако же Шмид прекрасно осознает
опасность, которая может оставить для кино лишь функцию пародии (р. 78):
потому-то клише Должны изобиловать лишь
ради того, что получается в итоге. В «Тени ангела» двое персонажей, еврей и проститутка, выходят за рамки
клише, осаждающих их снаружи и изнутри,
именно потому, что они сумели сохранить чувство «страха». |