288 Жиль Но если все — клише и заговор с
целью их взаимообмена и распространения, то
на первый взгляд нет другого выхода, кроме кинематографа пародии и презрения,
за который часто упрекали Шаброля и Олтмена. А что же тогда имели в виду
неореалисты, когда говорили о противоположном, об уважении и любви,
необходимых для рождения нового образа? И
кино вовсе не остается в пределах негативной
или пародийной критики, а вступает на путь высочайшей рефлексии и непрестанно углубляет и развивает ее. У
Годара мы обнаруживаем формулы,
выражающие суть данной проблемы: если образы превратились в клише как
снаружи, так и внутри, то как извлечь из всех
этих клише Образ, «просто образ», самостоятельный ментальный образ? Ведь из множества клише должен выйти
хотя бы один образ... При какой
политике и с какими последствиями? Что это еще за не-клишированный образ? Где заканчивается клише и
начинается образ? И все же если эти вопросы не находят немедленного ответа, то
происходит это как раз оттого, что
множество ранее перечисленных свойств не
составляет искомого ментального образа. Пять свойств (а вместе с ними —
психические и физические клише) формируют некую оболочку, предоставляют
необходимые внешние условия, но не составляют
образа, хотя и делают его возможным. И именно здесь необходимо рассмотреть
сходство «новой волны» с Хичкоком и ее отличие от него. «Новую волну» с полным
правом можно назвать не столько «хичкоко-хоуксианской», сколько
«хичкоко-марксовой». Совершенно так
же, как и Хичкок, ее представители стремились добраться,! до ментальных образов
и до фигур мысли (троичность). Но если Хичкок видел в них своего рода
дополнение, которому предстояло продолжить и завершить традиционную систему
«перцепция-действие-переживание», то «новая
волна», напротив, открыла в них некое требование, достаточное для ломки
целой системы, требование, отрезающее перцепцию от ее моторного продолжения,
действие — от ниги, соединяющей ее с ситуацией, а переживание — от его
принадлежности или присущности персонажам.
Новый образ, следовательно, можно назвать
не достижением кино, а его мутацией. И выходит, нужно было стремиться к тому, что постоянно отвергал
Хичкок. Новому образу следовало не
довольствоваться плетением множества отношений, но еще и формировать новую субстанцию. Его следовало сделать поистине
мыслимым и мыслящим, даже если для этого ему пришлось бы стать более «сложным». Мы видим два условия. С одной стороны, новый
образ как будто предполагает и требует кризис и образа-действия, и образа-перцепции, и образа-переживания,
но в итоге порою открывает лишь повсеместные клише. С другой же стороны,
кризис этот имеет значение не сам по себе, и его можно назвать лишь негативным условием для возникновения нового мыслящего
образа, даже если его придется
искать за пределами движения. |