'Amengual Barthelemy, »Du spectacle au spectaculaire».
«Fellini 1, Etudes
cinematographiques». 2 Пьер Лепроон подчеркивал эту тему
протокола у Антониони: Leprohon. «Antonioni»,
Seghers. Кино-2. Образ-время Именно в этом смысле критический объективизм Антониони можно противопоставить соучаствующему субъективизму Феллини. В таком случае
можно было бы говорить о двух видах опсигнумов — протоколах (constats) и «инстатах», причем первые дают
глубокое видение на расстоянии, тяготеющее к абстракции, а вторые - видение
близкое и плоское, а также индуцирующее
сопричастность. Эта оппозиция в некоторых отношениях совпадает с альтернативой,
определение которой дал Воррингер: абстракция или вчувствование (Einfiihlung). Эстетические воззрения
Антониони неотделимы от своеобразной объективной критики
(мы больны Эросом, но это потому, что Эрос и сам объективно болен: что стало с
любовью, если и мужчина, и женщина теперь выходят из нее столь
обессиленными, жалкими и страдающими, и если их действия и реакции
одинаково неудачны в начале и в конце ее, к тому же и общество
отличается порочностью?), тогда как воззрения Феллини неотделимы от
некоей «эмпатии», от субъективной симпатии (он сочувствует
даже декадентству, которое хотело бы, чтобы мы любили лишь в мечтах или в
воспоминании; он симпатизирует такой любви; он соучаствует в
декадентстве, чтобы, может быть, кое-что спасти, насколько
это возможно...)1. Как у Феллини, так и у
Антониони эти проблемы являются более возвышенными и
важными, чем общие места, касающиеся одиночества и некоммуникабельности. Различия - с
одной стороны, между банальным и экстремальным, а с другой - между субъективным
и объективным — имеют некий смысл, хотя он
относителен. Они пригодны для отдельно взятого образа или конкретной последовательности, но не для множества. Они все еще пригодны в отношении образа-действия,
который ставят под сомнение, но уже
совершенно не годятся для нового, рождающегося, образа. Они обозначают полюса,
между которыми происходит непрерывное
перетекание. В действительности самые что ни на есть банальные или будничные ситуации выявляют
«бездействующие силы», которые
накапливаются и становятся равными живой силе предельной ситуации (так
происходит в «УмбертоД.» Де Сики, где осматриваю- ' Весьма часто
Феллини отстаивал такое сочувственное отношение к декадентству (к примеру, «это процесс, устраиваемый не судьей;
это процесс, проводимый соучастником», процитировано Амангуалем, р. 9).
И наоборот, Антониони по отношению к миру и
возникающим в нем чувствам и персонажам сохраняет критическую объективность, в
которой можно усмотреть едва ли не марксистское вдохновение: ср. анализ
Жерара Гозлана (Gozlan Gerard, «Positif», no.
35, juillet 1960). Гоз-лан цитирует один прекрасный текст Антониони: как происходит, что люди
с такой легкостью избавляются от бремени своих научных и технических концепций,
когда те оказываются недостаточными или неприспособленными к чему-либо,
- тогда как к верованиям и «моральным»
чувствам привязанность они сохраняют даже тогда, когда те приносят им лишь беды, а сами они даже выдумывают еще более
болезненный имморализм? (Текст Антониони воспроизведен Лепрооном, р.
104-106). |