2 Об этом
«коммунизме» в фильме «Земля дрожит» ср.: Guillaume Yves. 3 Ср. комментарий Ноэля Бёрча, «Praxis du cinema». Gallimard, p. 112-118.
Жиль Дели ща превосходят реальность, но еще
и будничное непрестанно организуется как
движущееся зрелище, и сенсомоторные цепи уступают место всякой всячине, подчиняющейся
собственным законам прохождения.
Бартелеми Амангуаль так охарактеризовал раннее творчество Феллини: «Реальное делается зрелищем или зрелищным
и завораживает всерьез. <...> Будничное отождествляется со
зрелищным. <...> Феллини достигает желаемого смешения реального и
зрелища», отрицая гетерогенность двух миров и стирая не только дистанцирован-ность, но и само отличие зрителя от зрелища1. Оптические и звуковые ситуации неореализма противопоставляются ярко выраженным сенсомоторным ситуациям традиционного реализма. Сенсомоторная ситуация оперирует с хорошо квалифицированной средой в качестве пространства, а также предполагает раскрывающее ее действие или же возбуждает приспосабливающуюся к ней или же
модифицирующую ее реакцию. Но чисто оптическая или звуковая ситуация устанавливается в рамках того, что мы назвали «каким-угодно-пространством, лишенным связей или пустым (переход от первого ко второму мы обнаруживаем в «Затмении», где бессвязные
куски пространства,
переживаемого героиней, - биржа, Африка, аэровокзал -объединяются в самом конце в пустом пространстве, постепенно
сливающемся с белой поверхностью экрана). В неореализме сенсомоторные связи имеют значение лишь в связи с недугами,
которые их то поражают, то ослабляют,
то выводят из равновесия, то уводят в другую сторону как часть кризиса образа-действия. Оптические и звуковые
ситуации уже не индуцируются действием и в действии не продлеваются, а
значит, не являются ни индексом, ни синсигнумом. Можно, пожалуй, говорить о новых типах знаков, о сонсигнумах
и опсигнумах. И, несомненно, эти новые знаки отсылают к
весьма несходным образам. Порою это повседневная банальность, порою —
исключительные либо пограничные
обстоятельства. Но особенно много здесь субъективных образов, воспоминаний детства, звуковых и
визуальных мечтаний, когда персонаж,
этот снисходительный зритель самого себя, как в фильмах Феллини, действуя, при
этом видит себя в действии. Иногда же, как в фильмах Антониони, изобилуют объективные образы в духе протокола, если
даже это протокол о несчастном случае, определяемый геометрическим
кадром, допускающим между собственными элементами, лицами и объектами, только отношения меры и дистанции, так что действие превращается в перемещение фигур в
пространстве (к примеру, поиски пропавшей
из фильма «Приключение»)1. |