1 S a d о и 1. «Chroniques du
cinema francais», I, 10—18, p. 370. 2 Oilier, p. 23—24 (о пространстве в фильме «Made in U. S. A.»).
Жиль Делёз заступника. На протяжении всех этих фильмов
заметна творческая эволюция, эволюция Годара-визионера. Фильм Риветта «Северный мост», несомненно,
так же совершенен в смысле подведения
итогов, что и годаровская «Страсть». Это баллада о двух странных прогуливающихся женщинах, которым грандиозное видение парижских каменных львов приносит
чисто оптические и звуковые ситуации
в своего рода игре в приносящего порчу, гуся: так они по-своему
разыгрывают галлюцинаторную драму Дон-Кихота.
Но Риветт и Годар как будто исследуют две противоположные стороны одного и того же основания. И дело в
том, что у Риветта разрыв сенсомоторных связей в пользу оптических и звуковых
ситуаций сопряжен с сочувствующим
субъективизмом, с эмпатией, которая чаще всего работает посредством
фантазмов, воспоминаний или псевдовоспоминаний
и обретает в них несравненные легкость и весе-лье («Селина и
Жюли плывут на корабле» — несомненно, одна из значительнейших
французских кинокомедий, сравнимых с творчеством Тати). В то время как Годар вдохновлялся комиксами, наиболее жес-, токим и невыносимым в них, Риветт погружает свою
извечную тему мирового заговора в атмосферу сказки и детской игры. Уже в фильме
«Париж принадлежит нам» прогулка достигает кульминации в сумеречном
фантазме, когда привычные городские места наделяются лишь той реальностью и теми связями, какие придает им
наша мечта. А в фильме «Селина и
Жюли плывут на корабле» после прогулки-преследования молодой женщины
ее двойником мы наблюдаем чисто призрачное
зрелище и видим девочку, чьей жизни грозит опасность в ходе семейного романа. Двойник или, скорее, «двойница»
присутствует при этих сценах и сама с помощью волшебных конфет; затем,
благодаря алхимическому напитку, она сама становится героиней «спектакля», у
которого теперь нет зрителя, а есть лишь кулисы, — чтобы, наконец, спасти ребенка от его предрешенной судьбы и
отправить его на лодке вдаль: невозможно вообразить более веселой феерии. В
фильме «Ду-, эль» уже нет необходимости даже в том, чтобы погрузить
нас внутрь спектакля, ибо его героини - солнечная женщина и лунная
женщина — уже спустились в реальность и с помощью магического камня преследуют, убирают с пути илиже убивают
остающихся персонажей^ которые еще
могут выступить в качестве свидетелей. О Риветте можно было бы сказать, что это наиболее французский из режиссеров
новой волны. Национальный колорит здесь не причем — мы имеем в виду скорее французскую предвоенную школу, которая, вслед за живописцем Делоне, открыла, что борьбы
между светом и мраком (как в
экспрессионизме) нет, а есть чередование и поединок солнца и луны,
которые оба — свет, причем для одного характерно круговое и непрерывное
движение взаимодополнительных цветов, а для другой — более стремительное и прерывистое движение цветов диссонирующих |