Кино-2. Образ-время и радужных,
хотя оба вместе формируют и проецируют на землю вечный мираж'. Это происходит в «Дуэли». Это происходит и в «Карусели»,
где описание, творимое из света и цвета, непрестанно
возобновляется, с тем чтобы стереть собственный объект. Вот
что Риветт доводит до совершенства в своем искусстве света. Все его героини — это
Дочери огня, а все его творчество находится
под знаком огня. В конечном счете, если Риветт - наиболее французский из
режиссеров, то это в том смысле, в каком Жерара де Нерваля можно назвать
французским поэтом par excellence, а можно даже
«милым Жераром», певцом Иль-де-Франса, — тогда
как Риветт будет певцом Парижа и его окраинных улочек. Когда Пруст задается
вопросом, что скрывается за всеми эпитетами, которыми награждали Нерваля, он сам же и отвечает: одни
из величайших стихов, какие только
существуют в мире, а также само безумие и сами миражи, которым Нерваль поддавался. Ибо если Нерваль жаждал видеть провинцию
Валуа и прогуливаться по ней, то ему была необходима именно реальность, «подтверждающая» его галлюцинаторные видения, в
которых нам совершенно неведомо, что в настоящем, а что в прошлом, что ментальное, а что физическое.
Иль-де-Франс был нужен ему как
реальность, создаваемая его словом и видением, как объективное его чистой субъективности: он «освещается грезой»,
в нем солнечная и лунная
«голубовато-пурпурная атмосфера»2. То же самое можно сказать и о Риветте с его жаждой Парижа. И здесь мы
опять же должны сделать вывод, что с
точки зрения оптико-звукового образа различию между объективным и субъективным присущ лишь непостоянный и относительный смысл. В высшей степени
субъективный, сочувствующий
субъективизм Риветта является вполне объективным, поскольку он творит реальное
силою визуального описания. И наоборот, в высшей степени объективный, критический объективизм Годара можно назвать вполне субъективным, так как он заменял
реальный объект зри- 1 Ранее мы
рассматривали этот особый смысл света в довоенной французской шко |