Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2  P ro us t, «Co/iZ/ieS'a/nte-fieuve», »GeTarddeNerval». Заключает свой анализ Пруст
замечанием о том, что «средний» мечтатель не увидит мест, которые ему пригрези
лись, ибо это всего лишь мечты, а вот мечтатель настоящий увидит их воочию с
тем большим основанием, что это всего лишь грезы.


304


Жиль Делёз


Кино-2. Образ-время


305


 


тельным описанием и вводил это описание «внутрь» индивида или предмета {«Две или три вещи, которые я о ней знаю»)1. С обеих сторон описание стремится к точке неразличимости между реальным и воображаемым.

Теперь зададимся вопросом: почему крах традиционных сенсомо-торных ситуаций, какими они были в старом реализме или в школе образа-действия, дает возможность появиться лишь чисто оптическим и звуковым ситуациям, опсигнумам и сонсигнумам? Можно заметить, что Роб-Грийе, по крайней мере в начале своего рассуждения, бьш еще более строг: он отвергал не только осязательные ощущения, но даже звуки и цвета, как слишком далекие от метода протоколирования и чересчур тесно связанные с эмоциями и реакциями, и сохранял лишь визуальные описания, состоящие из линий, плоскостей и мер2. Во многом благодаря кинематографу он изменил свою точку зрения, обнаружив дескриптивное могущество цвета и звуков в той мере, в какой последние заменяют, стирают и воссоздают сам объект. Но и более того, осязательные ощущения могут сформировать чисто чувственный образ, если только рука откажется от своих хватательных и двигательных функций ради того, чтобы удовольствоваться чистым прикосновением. У Херцога мы ощущаем чрезмерность усилия, направленного на представление взору сугубо осязательных, тактильных образов, которые характеризуют «беззащитные» существа и сочетаются с грандиозными видениями галлюцинирующих3. Но именно Брессон, и к тому же совершенно иным способом, превратил осязание в зрительный объект как таковой. Визуальное пространство Брессона фактически является осколочным и бессвязным, но части его подвергаются постепенному согласованию вручную. Стало быть, рука в образе играет роль, бесконечно превосходящую сенсомоторные требования к действию, и с точки зрения передачи эмоций даже заменяет собою лицо, — а с точки зрения перцепции участвует в конструировании пространства, адекватного решениям духа. Так, в фильме «Карманник» такую роль играют руки

1  Уже по поводу фильма «Жить своей жизнью» Годар утверждал, что «внешняя сто
рона вещей» должна позволить передать «чувство внутреннего»: «Как же передать
внутреннее? Что ж, надо именно разумно оставаться снаружи», как делают живо
писцы. И Годар сообщает, что в «Двух или трех вещах...» «субъективное описание»
добавляется к «объективному описанию» ради передачи некоего «ощущения сово
купности {«Jean-Luc Godardpar Jean-Luc Godard». Belfond, p. 309, 394-395).


Предыдущая Следующая