2 P ro us t, «Co/iZ/ieS'a/nte-fieuve», »GeTarddeNerval».
Заключает
свой анализ Пруст 304 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 305 тельным
описанием и вводил это описание «внутрь» индивида или предмета {«Две или три вещи, которые я о ней знаю»)1. С
обеих сторон описание стремится к точке неразличимости между
реальным и воображаемым. Теперь зададимся вопросом: почему крах традиционных сенсомо-торных ситуаций,
какими они были в старом реализме или в школе образа-действия,
дает возможность появиться лишь чисто оптическим и звуковым ситуациям, опсигнумам и сонсигнумам? Можно заметить, что
Роб-Грийе, по крайней мере в начале своего рассуждения, бьш еще более строг: он отвергал не только осязательные
ощущения, но даже звуки и цвета, как
слишком далекие от метода протоколирования и чересчур тесно связанные с эмоциями и реакциями, и сохранял лишь визуальные описания, состоящие из линий,
плоскостей и мер2. Во многом
благодаря кинематографу он изменил свою точку зрения, обнаружив дескриптивное могущество цвета и звуков в той
мере, в какой последние заменяют,
стирают и воссоздают сам объект. Но и более того, осязательные ощущения могут
сформировать чисто чувственный образ,
если только рука откажется от своих хватательных и двигательных функций ради того, чтобы удовольствоваться чистым
прикосновением. У Херцога мы ощущаем
чрезмерность усилия, направленного на представление
взору сугубо осязательных, тактильных образов, которые характеризуют «беззащитные» существа и
сочетаются с грандиозными видениями
галлюцинирующих3. Но именно Брессон, и к тому же совершенно иным способом, превратил осязание в
зрительный объект как таковой. Визуальное пространство Брессона
фактически является осколочным и
бессвязным, но части его подвергаются постепенному согласованию вручную. Стало быть, рука в образе играет роль, бесконечно превосходящую сенсомоторные требования
к действию, и с точки зрения передачи эмоций даже заменяет собою лицо, —
а с точки зрения перцепции участвует в
конструировании пространства, адекватного
решениям духа. Так, в фильме «Карманник» такую роль играют руки 1 Уже по поводу фильма
«Жить своей жизнью» Годар утверждал, что «внешняя сто |