Кино-2. Образ-время теллектуального или даже социального сознания,
а относящиеся к глубокой жизненной интуиции1. Чисто
оптические и звуковые образы, неподвижный план и монтаж-разрез определяют и
подразумевают «ту сторону» движения. Но нельзя сказать, что они его
останавливают — у персонажей или же в камере.
Они способствуют тому, чтобы движение не воспринималось в пределах
сенсомоторных образов, но схватывалось и мыслилось в рамках образов иного типа. Образ-движение не исчез, однако же теперь он больше не существует как первое измерение
образа, чьи размеры непрерывно растут. Мы не говорим о размерах
пространства, поскольку образ может быть
плоским и без глубины, а благодаря этому
включать в себя тем большее количество измерений или возможностей, выходящих за
пределы пространства. Следует кратко наметить три из этих растущих возможностей.
Прежде всего, если образ-движение и
его сенсомоторные знаки вступали в отношения лишь с косвенным образом времени
(в зависимости от монтажа), то образ чисто
оптический и звуковой, его опсигнумы и сонсигаумы связываются непосредственно с образом-временем,
подчинившим себе движение. Эта трансформация уже превращает не время в
меру движения, а движение в перспективу
времени: она формирует целый кинематограф времени с новой концепцией и
новыми формами монтажа (Уэллс, Рене).
Во-вторых, в то время, как глаз обретает функцию ясновидения, элементы
образа (не только визуальные, но и звуковые) вступают
во внутренние отношения, способствующие тому, что образ в целом должен
быть «прочтен» не менее, чем увиден, — должен быть читаемым не менее, нежели видимым. Для взгляда ясновидящего или гадателя именно «буквальность» чувственного мира
формирует его как книгу. Здесь опять же всевозможные ссылки на образ или
на описание предположительно
самостоятельного объекта не исчезают, но теперь подчиняются внутренним элементам и отношениям, стремящимся
объект заменить; стереть его по мере его появления, непрерывно сдвигая его. Формула Годара «это не кровь, а
что-то красное» перестает быть чисто живописной и наделяется смыслом,
характерным для кинематографа. Кино
погружается в аналитику образа, что подразумевает новую концепцию раскадровки, целую «педагогику», осуществляющуюся
самыми различными способами, что происходит, например, у Одзу, у позднего Росселлини, у Годара в период расцвета, 1 Д.-Г. Лоуренс
написал в связи с Сезанном серьезное исследование в поддержку образа и против клише. Он показал, почему ни
пародию, ни чисто оптический образ с его пустотами и бессвязностями невозможно
назвать решениями проблемы. По его
мнению, в битве с клише Сезанн побеждает не столько в портретах и пейзажах,
сколько в натюрмортах («Introduction
aces peintures», «Erosetleschiens». Bouigois, p. 253-264). Мы
видели, насколько аналогичные замечания годятся для Одзу. |