1 Метц начал было
подчеркивать слабость парадигматики и преобладание синтаг 2 С этой точки зрения вначале следует доказать, что суждение по сходству
или по Но как раз в результате замены образа высказыванием он оказывается
наделен фальшивой внешностью, а его наиболее подлинно явленная черта —
движение — от него отчуждается1. Ибо образ-движение не является аналоговым в смысле подобия: он не
похож на представляемый им объект. Именно это Бергсон продемонстрировал уже в
первой главе «Материи и памяти»: если
мы вычтем движение из движущегося тела,
то не останется никаких различий между образом и объектом, ибо различие
«работает* только через обездвиживание объекта. Образ-движение и есть объект, сама вещь, схваченная в
движении как в непрерывной функции. Образ-движение — это модуляция
самого объекта. «Аналоговое» здесь
встречается, но в нем уже нет ничего общего с подобием: это тот же способ обозначения модуляции, как в случае с так
называемыми аналоговыми машинами. Нам возразят, что модуляция отсылает, с одной
стороны, к подобию, пусть даже для оценки степеней подобия в континууме,
— а с другой, к коду, способному «оцифровать»
аналогию. Но это опять же верно лишь только если обездвижить движение. Подобное
и цифровое, сходство и код, обладают как минип мум одной общей чертой: это вместилища, одно
для ощутимой формы, другое для
интеллигибельной структуры: поэтому они могут с таким успехом сообщаться между собой2. Но
модуляция есть нечто иное; это варьирование
самого вместилища, преобразование вместилища в каждый момент операции. Если же оно отсылает к
одному или нескольким кодам, то
происходит это с помощью прививок, прививок кода, увеличивающих мощность модуляции (как, например, в
электронном образе). Сами по себе сходства и кодификации — средства
убогие; из кодов ничего путного не
получится, даже если их нагромождать, в чем изощряется семиология. Именно модуляция подпитывает оба вместилища, превращая их в подчиненные средства и даже порою
извлекая из этого новое могущество.
Ибо модуляция представляет собой действие Реального, ведь она формирует и непрестанно продолжает формировать тождественность между образом и объектом3. |