












|
Предыдущая Следующая
1 Эйзенштейн быстро
отказался от своей теории идеограмм и принял концепцию внутреннего монолога, полагая, что кино дает ему гораздо большие
возможности для развития, нежели литература: «Форма фильма создает новые
проблемы», «Le film: sa forme, son sens», Bourgois, p. 148-159. Сперва он сопоставляет
внутренний монолог с первобытным языком или
прото-langage'eM, как делали некоторые лингвисты марровской школы (ср. текст Эйхенбаума о кино,
написанный в 1927 г.
«Cahiers du cinema», no. 220-221, juin 1970). Однако уже
вскоре внутренний монолог напоминает ему
визуальную и звуковую материю, заряженную разнообразными выразительными
средствами: образцовым примером здесь будет большой эпизод из «Генеральнойлинии», после успешного
включения сепаратора. Пазолини также переходит
от идеи первобытного языка к идее материи, формирующей внутренний монолог: не будет произволом «утверждать, что
кино основано на системе знаков, отличающейся от знаковых систем
письменно-устных языков, т. е. что кино — это
"иной" язык. Но не в том смысле "иной", в каком банту
отличается от итальянского...» (р. 161-162). Лингвист Ельмслев называл
этот лингвистически неоформленный, хотя и в
высшей степени формальный с прочих точек зрения элемент, именно «материей».
Он писал « не семиотически оформленный», поскольку семиотическую функцию отождествлял с лингвистической. Вот почему Метц
стремится исключить эту «материю» в своей интерпретации трудов Ельмслева
(ср. «Langage et cinema», Albatros, ch. X). Но ее специфическая роль сигнальной
материи все же предполагается langage'eM: в
противоположность большинству лингвистов и кинокритиков,
Якобсон придает большое значение концепции внутреннего монолога у
Эйзенштейна (»Entretien sur le cinema», в: «Cinema, theorie, lectures», Klinksieck).
324
Жиль Дедёз
Кино-2. Образ-время
325
предваряющее по праву то, что оно обусловливает. Это не высказывание и не
высказанное. Это выразимое (enonfable).
Мы
подразумеваем, что когда langage овладевает такой
материей (а делает он это неизбежно), она
создает возможность для высказываний, каковые могут господствовать над образами
и знаками и даже заменять их и к тому же сами по себе отсылают к
свойствам, присущим langue'y, к синтагмам и парадигмам, совершенно отличным от тех, что
служили отправными точками. Итак, мы
должны определить не семиологию, а семиотику как систему образов и
знаков, вообще независимую от langage'a. Когда же мы
припомним, что лингвистика — всего лишь часть семиотики, то мы уже не будем
иметь в виду, что существуют langage'n без langue'a, как было в семиологии, а то, что langue только и существует что
в собственной реакции на трансформируемую им неязыковую (поп-langagiere) материю. Поэтому
высказывания и повествования представляют
собой не данность явленных образов, но следствие, вытекающее из этой
реакции. Повествование основано на внутренних чертах самого образа, но оно не данность. Что же касается вопроса о том, существуют ли чисто, по самой природе своей
кинематографические высказывания — письменные в немом кино и устные в
звуковом —.то это совсем иная проблема,
имеющая в виду специфичность таких высказываний, а также условий их
принадлежности к системе образов и знаков,
словом, подразумевающая противоположно направленную реакцию. Предыдущая Следующая
|

 |