1 Эйзенштейн быстро
отказался от своей теории идеограмм и принял концепцию внутреннего монолога, полагая, что кино дает ему гораздо большие
возможности для развития, нежели литература: «Форма фильма создает новые
проблемы», «Le film: sa forme, son sens», Bourgois, p. 148-159. Сперва он сопоставляет
внутренний монолог с первобытным языком или
прото-langage'eM, как делали некоторые лингвисты марровской школы (ср. текст Эйхенбаума о кино,
написанный в 324 Жиль Дедёз Кино-2. Образ-время 325 предваряющее по праву то, что оно обусловливает. Это не высказывание и не
высказанное. Это выразимое (enonfable).
Мы
подразумеваем, что когда langage овладевает такой
материей (а делает он это неизбежно), она
создает возможность для высказываний, каковые могут господствовать над образами
и знаками и даже заменять их и к тому же сами по себе отсылают к
свойствам, присущим langue'y, к синтагмам и парадигмам, совершенно отличным от тех, что
служили отправными точками. Итак, мы
должны определить не семиологию, а семиотику как систему образов и
знаков, вообще независимую от langage'a. Когда же мы
припомним, что лингвистика — всего лишь часть семиотики, то мы уже не будем
иметь в виду, что существуют langage'n без langue'a, как было в семиологии, а то, что langue только и существует что
в собственной реакции на трансформируемую им неязыковую (поп-langagiere) материю. Поэтому
высказывания и повествования представляют
собой не данность явленных образов, но следствие, вытекающее из этой
реакции. Повествование основано на внутренних чертах самого образа, но оно не данность. Что же касается вопроса о том, существуют ли чисто, по самой природе своей
кинематографические высказывания — письменные в немом кино и устные в
звуковом —.то это совсем иная проблема,
имеющая в виду специфичность таких высказываний, а также условий их
принадлежности к системе образов и знаков,
словом, подразумевающая противоположно направленную реакцию. |