328 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 329 а именно аттракция или инверсия.
Генетическим же знаком является дискурсив, т. е. ситуация или действие
дискурса, не зависящие от вопроса
«осуществляется ли сам дискурс в языке?». Наконец, образ-отношение соотносит движение с выражаемым им целым,
а также варьирует целое сообразно распределению движения: двумя его составными знаками будут ярлык, или
обстоятельство, в котором два образа
объединяются по привычке («естественное» отношение), и снятие ярлыка, обстоятельство, при котором образ оказывается вырванным из свойственного ему естественного отношения
или ряда; знаком же его генезиса
является символ, т. е. обстоятельство, обусловливающее наше сравнение двух знаков, даже
произвольно объединенных
(«абстрактное» отношение). Образ-движение,
как показал Бергсон, - это сама материя. Это лингвистически
неоформленная материя, хотя она может быть оформлена семиотически; она и составляет первое измерение семиотики. В сущности, различные виды образов, с
необходимостью выводящиеся из образа-движения, все шесть его
разновидностей, представляют собой
элементы, превращающие эту материю в сигнальную. Сами же знаки — это
выразительные черты, составляющие, сочетающие и непрестанно воссоздающие
образы, несомые или влекомые материей в движении. И тут возникает последняя проблема: отчего Пирс полагал, будто с троичностью, с образом-отношением все заканчивается, а дальше ничего нет? Это,
без сомнения, верно с точки зрения образа-движения: последний кадрируется
отношениями, соотносящими его с тем целым, которое тот выражает, так что, на
первый взгляд, сама логика отношений
замыкает преобразования образа-движения, определяя изменения, соответствующие целому. Мы видели, что в этом смысле
фильмы, например Хичкока, эксплицитно избирают в качестве объекта отношения, замыкают круг образа-движения и доводят дологического
совершенства кинематофаф, который можно назвать классическим. Но мы встречали и знаки, подрывающие образ-действие,
а также воздействующие по всем направлениям — и на перцепцию, и на отношение -
и поставившие под сомнение совокупность
знаков образа-движения: это опсигнумы и сонсигнумы. Интервал движения здесь уже
не является тем, по отношению к чему образ-действие специфицируется в
образ-перцепцию по одну сторону этого промежутка, в образ-действие - по
другую его сторону, и в образ-эмоцию в
промежутке между двумя предыдущими, так что складывается сенсомоторная цепь. Напротив, как видим, сенсомо-торная
связь оказалась нарушенной, и интервал движения способствовал возникновению иного образа, нежели
образ-движение, в чистом виде.
Стало быть, знак и образ инвертировали свои взаимоотношения, поскольку
знак уже не предполагает образа-движения как |