1 Ср. анализ фильма
«День начинается» у Андре Базена, «Le cinema francais de ' Об этом понятии бифуркации ср.: Prigogine et Stengers, «La nouvelle alliance», Galhmard, p. 190. Рус. перевод:
Пригожий и Стенгерс, «Новый альянс», М., 1996. 346 Жиль •Д.елез Кино-2. Образ-время 347 ется только один flashback: девушка под конец догадывается, какое
отвратительное воспоминание ее мучит, — и объясняется это тем, что прочие flashesback'n ингибированы или заменены
повествованиями и гипотезами, хотя
соответствующие бифуркации не отменяются и сохраняют необъяснимый секрет навсегда. На самом деле педерастия сына не объясняет ничего. Ревность матери образует
первую бифуркацию в тот момент, когда ее заменяет девушка; педерастия -
вторая бифуркация, когда сын пользуется
девушкой так, как пользовался матерью, расставляя
приманки для мальчиков; но есть еще и третья, еще один круг, когда возобновляется описание плотоядных
цветов и рассказ об ужасных судьбах пожранных ими черепашек, — и тут flashback обнаруживает
под педерастией сына оргиастические мистерии и каннибальские наклонности, жертвой которых, в конце концов,
становится он сам, измученный и расчлененный своими молодыми любовниками под
звуки варварской музыки трущобного
квартала. И под конец создается впечатление,
что все перевернется и мать «сожрет» молодого врача, которого примет за
сына. И у Манкевича flashback всегда обретает
свой raison d'etre в извилистых
рассказах, взрывающих причинно-следственную
связь, но, вместо того чтобы развеять загадку, отсылающих к другим, еще более глубоким тайнам. Шаброль обрел
такую же выразительность в пользовании flashback'aMH в фильме «Виолетта Нозьер», когда он подчеркивает непрерывные бифуркации в жизни
своей героини, разнообразие ее лиц,
нередуцируемое множество разных гипотез (хотела она пощадить свою мать или нет и т. д.)1 Именно бифуркации
времени наделяют flashback необходимостью, а
образы-воспоминания — подлинностью, весомостью прошлого, без которой они остались бы условными. Но почему и как? Ответ прост:
точки бифуркации чаще всего столь незаметны, что обнаружить их можно лишь
задним числом, с помощью внимательной памяти.
Такие истории можно рассказывать лишь в прошедшем времени. Уже Фицджеральд, к которому Манкевич весьма
близок, непрерывно задавался вопросом: что случилось? Как дошли мы до
жизни такой?2 Именно это является главным в трех flashesback'ax о женах из 1 Филипп Каркассонн превосходно
проанализировал flash-back у Манкевича, как |