или век за веком так и не соприкасаются,
заключает в себе все возможности». (Цит. по. Х.-Л. Борхес, «Проза разных лет»,
М., 1984, пер. Б. Дубина.— прим. пер.) Вот здесь-то flashback и находит свое обоснование: в каждой точке бифуркации времени. Стало
быть, множество замкнутых кругов обретает новый смысл. Flashback теперь относится не к каждому человеку, в свою очередь относящемуся к некоему множеству, а к нескольким сразу (к троим в «Босоногой
графине», к троим в «Письме к
трем женам», к двоим в фильме «Все о Еве»). И круги подвергаются
бифуркации не только по отношению друг к другу, но и каждый круг в отношении самого себя, что напоминает раздваивающийся волос. Так, в трех кругах из «Письма к
трем женам» каждая из жен на свой
лад задается вопросом, когда и как ее брачная жизнь начала «сходитьс рельсов» и идти по бифуркантному
пути. И даже когда наличествует одна-единственная бифуркация, например,
вызванная любовью к грязи у женщины гордой
и блестящей («Босоногая графиня»),
повторения ее происходят не в
виде нагромождения, а проявления ее невозможно выстроить в линию либо так,
чтобы восстановить по ним судьбу: эти повторения и проявления непрестанно
нарушают целостность состояния
равновесия и каждый раз навязывают новый «изгиб», новое прерывание
причинно-следственной связи, расходящейся с той, что была в каждом
предшествующем случае, — и все это образует множество нелинейных отношений1.
Одна из прекраснейших развилок у Манкевича
встречается в фильме «Повод для сплетен», где врач, пришедший объявить
отцу, что его дочь беременна, признается в любви к ней и на фоне некоего
призрачного пейзажа просит у отца ее
руки. В мире, где живут автоматы, двое персонажей сделались заклятыми врагами; но есть и еще один мир, где один
издевается над другим и напяливает на него костюм клоуна, — и третий
мир, где второй персонаж ведет себя как инспектор, ибо настал его черед
господствовать, — и так вплоть до того, что
разгневанные автоматы перемешивают все возможности, миры и времена («Ищейка»). Персонажи Манкевича никогда не развиваются по линейной эволюции: стадии, через
которые проходит Ева, когда выдает
себя за актрису, похищает у нее любовника и соблазняет мужа подруги,
шантажирует ее, — не выстраиваются в прогрессию,
но каждый раз образуют кривую, замыкающую круг, и навязывают этому множеству тайну, которую новая Ева
унаследует в конце фильма и которая
станет отправной точкой для других бифуркаций. Здесь нет ни
прямой линии, ни замкнутого круга. «All about
Eve» — это не «Все о Еве» в полном смысле слова, а, скорее, некий
«отрывок», — так и говорит один из
персонажей фильма: «на эту тему она могла бы рассказать вам отрывок...».
Авфильме «Внезапно прошлым летом» име- |