![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
354 Жиль Цедез Кино-2. Образ-время 355
Представляется, что образы-грезы также обладают двумя полюсами, которые можно отличить друг от друга по их техническому производству. Один создается средствами обильными и громоздкими: это и наплыв, и
наложение кадра на кадр, и декадрирование, и сложные передвижения камеры, и
особые эффекты, и лабораторные манипуляции, — причем все это движется в сторону
абстрагирования и тяготеет к абстракции.
Другой, наоборот, можно назвать весьма трезвым, и оперирует он простыми кадрами или монтажными стыками, напоминающими
постоянные сбои механизма, — они-то и «творят» грезу, хотя предметы остаются в прежнем виде. Техника такого образа всегда отсылает к метафизике воображения: это нечто
вроде двух способов представления - как перейти от одного образа к
другому. В этом отношении галлюцинаторные состояния по отношению к реальности
немного напоминают «аномальные» состояния языка литературного по отношению к разговорному: в одном случае
мы ,имеем перегруженность, усложненность и перенасыщение, а в другом -
напротив, остранение, эллипсисы,
прерывистость, разрывы и сбои. Если второй
полюс предстает в чистом виде в фильме Китона «Шерлок-младший», то первый одушевляет грандиозную грезу из фильма Мурнау «Последний человек», где громадные хлопающие двери налагаются друг на друга, образуя бесконечно растущие абстрактные
углы. Эта оппозиция особенно ясно
видна, если сравнить «Антракт» с «Андалузским псом»: в фильме Рене Клера непрерывно умножаются разнообразные |
![]() ![]() |