М 354 Жиль Цедез Кино-2. Образ-время 355 фильма «Шерлок-младший» стул, потерявший равновесие в саду,
превращается в уличный кульбит, затем мы видим край пропасти, над которой склоняется
герой, выскочивший из пасти льва, — а затем - герой сидит на растущем в пустыне
кактусе, — а потом — на холмике, превращающемся
в остров, о который бьются волны моря, в которое он погружается на
равнине, уже покрытой снегом, — а выйдя оттуда, он снова оказывается в саду. Получается, что образы-грезы разбросаны по всему фильму, так что их можно восстановить во всей
совокупности. А в фильме Хичкока «Завороженный»
настоящая греза появляется не в последовательности
в духе картин Дали, но распределена по отдаленным друг от друга элементам: это зубцы вилки на скатерти, становящиеся полосками на пижаме, а затем превращающиеся
в полоски белого покрывала, которое трансформируется в расширяющееся
пространство умывальника, подхваченное увеличивающимся стаканом молока, а тот, в свою очередь, преображается в
заснеженное поле, расчерченное параллельными лыжнями. Серия разбросанных
образов, формирующих большой круг, так что
каждый из этих образов становится виртуальностью по отношению к
актуализующемуся другому, -и так до того,
пока все они вместе не достигнут скрытого ощущения, всегда сохранявшего
важность для подсознания героя, — и это ощущение
смертоносного аттракциона. Представляется, что образы-грезы также обладают двумя полюсами, которые можно отличить друг от друга по их техническому производству. Один создается средствами обильными и громоздкими: это и наплыв, и
наложение кадра на кадр, и декадрирование, и сложные передвижения камеры, и
особые эффекты, и лабораторные манипуляции, — причем все это движется в сторону
абстрагирования и тяготеет к абстракции.
Другой, наоборот, можно назвать весьма трезвым, и оперирует он простыми кадрами или монтажными стыками, напоминающими
постоянные сбои механизма, — они-то и «творят» грезу, хотя предметы остаются в прежнем виде. Техника такого образа всегда отсылает к метафизике воображения: это нечто
вроде двух способов представления - как перейти от одного образа к
другому. В этом отношении галлюцинаторные состояния по отношению к реальности
немного напоминают «аномальные» состояния языка литературного по отношению к разговорному: в одном случае
мы ,имеем перегруженность, усложненность и перенасыщение, а в другом -
напротив, остранение, эллипсисы,
прерывистость, разрывы и сбои. Если второй
полюс предстает в чистом виде в фильме Китона «Шерлок-младший», то первый одушевляет грандиозную грезу из фильма Мурнау «Последний человек», где громадные хлопающие двери налагаются друг на друга, образуя бесконечно растущие абстрактные
углы. Эта оппозиция особенно ясно
видна, если сравнить «Антракт» с «Андалузским псом»: в фильме Рене Клера непрерывно умножаются разнообразные |