Бергсоновская теория сновидений доказывает, что спящий ни в коей мере не
замкнут на ощущениях внешнего и внутреннего мира. Тем не менее он завязывает их отношения, но уже не с конкретными образами-воспоминаниями,
а с текучими и растяжимыми полотнищами
прошлого, которые поддаются лишь весьма приблизительному или «плавающему» регулированию. Если мы обратимся
к предыдущей схеме Бергсона, то
увидим, что мечта представляет собой наиболее обширный из всех кругов или же их «крайнюю
оболочку»1. Это уже
не сенсомоторная связь, присущая
образу-действию и работавшая в при- ' ММ, р.
251 (116). Рус. пер., с. 225. В главах II и III «Материи и
памяти», а также III, IV и V «Духовной энергии» Бергсон упоминает о своем постоянном
интересе к явлениям памяти, грезы и амнезии, но также и к явлению «deja-vu», и к «панорамному видению» (видения умирающих, «тонущих и повешенных»). Он
ссылается,на нечто аналогичное кинематографической ускоренной съемке: ES, р. 895 (106)., вычном узнавании, — но это и не
переменные круги перцепции-воспоминания,
замещавшие ее при узнавании внимательном; это, скорее, слабая и дезинтегрированная связь между
оптическим (или звуковым) ощущением и панорамным видением, между каким
угодно сенсорным образом и тотальным образом-грезой» • Как'наиболее
точно определить различие между образом-воспоминанием и
образом-грезой? Мы исходим из образа-перцепции, а он, по природе своей, актуален. То, что Бергсон называет «чистым воспо>-минанием», обязательно является виртуальным образом. Но в первом случае само воспоминание становится актуальным в той мере, в какой его вызывает образ-перцепция. Случай грезы обладает двумя значительными отличиями. С одной стороны, перцепции грезящего продолжают
существовать, но в диффузном состоянии праха внешних и внутренних актуальных ощущений, которые сами по себе не схватываются, а от
сознания ускользают. С другой же стороны, виртуальный образ ак-туализуется не
непосредственно, а в другом образе, — а тот сам играет роль виртуального
образа, йктуализующегося в третьем, и так до бескот нечности: греза
— это не метафора, а серия анаморфозов, вычерчивающих весьма большой круг. Эти два свойства связаны между собой. Когда спящий предается актуальному ощущению
светящейся зеленой поверхности,
продырявленной белыми пятнами, то присутствующий в его душе грезовидец
может увидеть образ-усыпанного цветами луга, - однако последний* актуализуется не иначе, как1 уже становясь
образом бильярда с шарами, — а тот актуализуется, лишь становясь, в свою
очередь, чем-нибудь еще'. И это не метафоры,
а становление, которое может
продолжаться бесконечно. Например, в «Антракте» Рене Клера пачка танцовщицы1, показываемая снизу,
«распускается, как цветок», а цветок
«открывает и закрывает свой венчик, расширяет лепестки, удлиняет тычинки», а затем переходит в
раздвигающиеся ноги танцовщицы; огни
города становятся «кучей зажженных сигарет» в волосах мужчины, играющего в
шахматы; а сигареты, в свою очередь, превращаются в «колонны греческого
храма, а потом - многоэтажного дома, тогда
как сквозь шахматную доску просвечивает площадь Согласия»1. В «Андалузском псе» Бунюэля образ острого
облака^ режущего луну, актуализуется,
но проходя "через образ режущей плаз бритвы -и сохраняя тем самым роль виртуального образа по отношению к
следующему. Клок волос становится
ежом, который превращается в округлую шевелюру, а затем — в кружок
праздношатающихся. Если американский кинематограф
и оказался хоть раз отмечен таким образом-грезой, то связано это с бурлеском Бастера Китона, ввиду естественной
близости творчества последнего к сюрреализму или, скорее, к дадаизму. Так, в
грезе из |