1 ММ, р. 270
(140), а также р. 278 (150). Рус. пер., с. 238 и 245. ное узнавание
сообщает нам гораздо больше сведений, когда оно терпит крах, нежели когда оно
удается. Когда что-нибудь не припоминается, сенсомоторное продление оказывается
приостановленным, а актуальный образ, наличествующая
оптическая перцепция, не выстраивается в цепь ни с моторным образом, ни даже с
образом-воспоминанием, который мог бы восстановить контакт.
Скорее, он вступает в отношения с подлинно виртуальными элементами, ощущениями deja-vu или прошлого «вообще» (наверное, я
где-то видел этого человека...), образами
грезы (у меня создается впечатление, будто он мне привиделся...), фантазмами или театральными схемами
(он выглядит так, будто играет знакомую мне роль...). Словом, ни
образ-воспоминание, ни внимательное
узнавание не предоставляют нам точного коррелята оптико-звукового
образа; скорее это делают помехи в памяти и неудачи
при узнавании. Поэтому европейское кино весьма
рано столкнулось с таким рядом феноменов,
как амнезия, гипноз, галлюцинации, бред, видения умирающих, а в
особенности — наваждение и грезы. Это был важный аспект советского
кинематографа и его временных союзов то с футуризмом, то с конструктивизмом, то
с формализмом; это было существенно и для
немецкого экспрессионизма и его временных союзов с психиатрией и психоанализом, а также для французской школы и ее временного
союза с сюрреализмом. Европейское кино видело здесь как средство нарушения «американских» границ образа-действия, так и проникновение в тайну времени и объединения
образа, мысли и камеры в одной и той
же «автоматической субъективности», противопоставленной чересчур объективной концепции американцев'. Общая черта всех этих состояний в том, что
персонаж не может противостоять
визуальным и звуковым ощущениям (или даже тактильным, кожным и кинестетическим),
которые утратили свое моторное 1 Эпштейн во всех
своих киноведческих произведениях подчеркивал эти субъективные и галлюцинаторные черты, характеризующие европейский, и в
особенности французский кинематограф: «Ecrits», p. 64 sq. Советское кино занималось состояниями
грезы (Эйзенштейн, Довженко...), но и патологическими состояниями амнезийного
типа с восстановлением обрывков воспоминания, как в фильме Эрмлера «Обломок империи». Непосредственная
встреча экспрессионизма с психоанализом произошла в 352 Жиль Кино-2. Образ-время 353 продление.
Это может быть пограничной ситуацией, угрозой или следствием
катастрофы, но также и более банальными состояниями сна, грезы или нарушения внимания. Однако эти
актуальные ощущения и перцепции все же
оторваны как от узнавания при помощи памяти, так и от моторного узнавания: ни одна детерминированная группа воспоминаний
не может им соответствовать, а также «прилаживаться» к оптико-звуковой
ситуации. Но их отличительная черта - целая временная «панорама», неустойчивое множество «плавающих» воспоминаний, образов прошлого вообще, проносящихся
с головокружительной скоростью, как
будто время обрело какую-то глубинную свободу. Дело выглядит так, словно моторной немощи персонажа теперь отвечает тотальная и анархическая подвижность
прошлого. Наплывы и кадры поверх
кадров становятся «разнузданными». Таким способом экспрессионизм пытался
восстановить «панорамное зрение» тех, кто ощущает угрозу своей жизни или собственную гибель: образы, всплывающие из подсознания оперируемой женщины в
фильме Альфреда Абеля «Наркоз»; из
подсознания человека, подвергшегося нападению, в фильме Метцнера «Атака»; из подсознания тонущего в фильме Фей-оша «Последнее мгновение». (К этому же
пределу тяготеет «День начинается», ибо в нем показан
герой, приближающийся к неизбежнрй смерти).
То же самое можно сказать о демонстрации грезы или крайней сенсомоторной
расслабленности: чисто оптические или звуковые перспективы безучастно продемонстрированного настоящего сохраняют связи
лишь с бессвязным прошлым, с неясными воспоминаниями детства,
фантазмами, впечатлениями deja-vu. Именно это
составляет наиболее непосредственное или очевидное содержание фильма Феллини «8
'/2»: начиная от перенапряжения и падения давления у героя и до последнего панорамного видения, через
кошмар подземелья и человека — майского жука, появляющегося в начале
фильма. |