350 Жиль Кино-2. Образ-время 351 иначе. И дело не только в недостаточности flashback'a по отношению к образу-воспоминанию;
существует еще и более глубокая недостаточность образа-воспоминания по отношению к
прошлому. Бергсон непрестанно напоминал, что образ-воспоминание сам по
себе не несет ярлык прошлого, т. е.
он не отмечен «виртуальностью», каковую представляет и воплощает и которая отличает его от прочих типов
образов. Если образ делается «образом-воспоминанием», то происходит это лишь в
той мере, в которой он ищет «чистое воспоминание» там, где оно находится, чистую виртуальность, содержащуюся в скрытых
зонах прошлого, как «прошлое-в-себе»...: «Чистые воспоминания, вызванные из
глубины памяти, развиваются в образы-воспоминания»; «Воображать — это не то же самое, что вспоминать. Конечно,
воспоминание, по мере того, как оно
актуализуется, стремится ожить в образе, но обратное неверно, образ как таковой не соотнесет меня с прошлым,
если только я не отправлюсь в
прошлое на его поиски, прослеживая тем самым то непрерывное поступательное движение, которое привело
его из темноты к свету»'. В противоположность нашей первой гипотезе,
выходит, что образа-воспоминания для
определения нового измерения субъективности недостаточно. Мы задавали вопрос:
когда настоящий и актуальный образ
утратил свое моторное продолжение, с каким виртуальным образом он вступает в отношения, так что два образа
формируют замкнутый круг, по которому
они движутся друг за другом и друг в друге отражаются? И получается, что образ-воспоминание виртуальным не является,
а по-своему актуализует виртуальность (названную Бергсоном «чистым воспоминанием»). Поэтому
образ-воспоминание не предоставляет
нам прошлого, но только репрезентирует прежнее настоящее, которым «было»
прошлое. Образ-воспоминание — это образ актуали-зованный или актуализующийся; он не сочетается с актуальным образом и формирует замкнутый круг неразличимости.
Потому ли, что замкнутый круг слишком
велик, или же, напротив, оттого, что он недостаточно велик? Например, героиня фильма «Европа-51» не пробуждает в
своей памяти образа-воспоминания. И даже когда режиссеры работают с flashback'ом, они подчиняют его иным процессам, на
которых он основан, а образ-воспоминание - более глубоким образам-временам (это делают не только Манкевич, но и Уэллс,
Рене и пр.). Когда внимательное узнавание удается, оно несомненно происходит с помощью образов-воспоминаний: вот человек, которого я
встречал на прошлой неделе в таком-то месте... Но именно этот
удачный исход позволяет сенсомоторному потоку продолжить свое временно прерванное течение. Потому-то Бергсон постоянно повторяет следующий вывод,
непреложный также и для кинематографа: вниматель- |