посредственно, без flashback'a и за пределами какой бы то ни было памяти. Это, в особенности, касается двух
грандиозных театральных фильмов по
Шекспиру, «Юлия Цезаря» и «Клеопатры». Правда, исторический
характер этих фильмов уже выступает вместо памяти (а в «Клеопатре» еще и прием с оживающими фресками). Тем не менее бифуркации времени наделены в них прямым смыслом,
а тот мешает применению flashback'a. Интерпретация
шекспировского «Юлия Цезаря» Манкевичем подчеркивает психологическую оппозицию
между Брутом и Марком Антонием. И
дело в том, что Брут предстает абсолютно
прямолинейным персонажем: несомненно, его мучает привязанность к Цезарю;
несомненно, он умелый оратор и политик; но любовь
к республике не дает ему свернуть с прямого пути. Мы говорили, что у Манкевича
нет персонажа, развивающегося линейно. Однако же, Брут именно таков.
Обратившись к народу сам, он позволяет
выступить с аналогичной речью Марку Антонию, а сам не остается и не оставляет наблюдателя: он находит себя
в проскрипционном списке, он обречен на поражение, одинок и вынужден
совершить самоубийство, — обездвиженный в своей прямоте и даже не успев понять хоть что-то из случившегося. Марк Антоний, напротив,
представляет собой раздвоенный тип par excellence: он изображен солдафоном, обыгрывается
его неуклюжая манера речи, хриплый голос, плохая артикуляция, плебейское произношение; он произносит необычную речь,
изобилующую бифуркациями, цель которой — перетянуть римский народ на свою
сторону (искусство Манкевича и голос Брандо объединяются
здесь в одной из прекраснейших сцен театрального кинематографа).
Наконец, в «Клеопатре» героиня становится вечной «бифурканткой», она
раздвоена и непрестанно меняет решения, — тогда
как Марк Антоний (теперь его играет Бартон) уже не предается безумной любви, а загнан в угол воспоминаниями о
Цезаре, с одной стороны, и близостью Октавиана - с другой. Спрятавшись
за колонной, он увидит одну из бифуркаций
Клеопатры на свидании с Окта-вианом и укроется в глубине сцены, чтобы вскоре
вернуться. А еще он умрет, так и не
поняв, что произошло, хотя и вновь обретя любовь Клеопатры в последней
ее бифуркации. Всевозможные оттенки розового
цвета, порою насыщенного до золотого оттенка, свидетельствуют о постоянной изменчивости Клеопатры. Манкевич
стыдился этого фильма, хотя фильм от этого не становится менее великолепным; и,
возможно, ему было неприятно именно навязывание слишком рациональных и
тяжеловесных оправданий для бифуркаций царицы. Мы вновь приходим
все к тому же выводу: либо flashback — это чисто условная табличка, либо это средство
«потустороннего» оправдания - судьбой у Карне, бифуркациями времени у
Манкевича. Но в последних случаях то, что наделяет flashback необходимостью, делает это
лишь относительно и условно, а также при этом может выражаться |