Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2 D e v i 11 e r s Michel,»Revesinformules».«Cinematographe»,no.35,fevner 1978. Автор цитирует Луи Малля: «большая ночь из "Любовников"'основана на грезах, где импликация граничит с деперсонализацией».


356


Жиль


Кино-2 Образ-время


357


 


нительного движения1. Так, дорога скользит сама по себе. Испуган
ный ребенок не может убежать при виде опасности, но вместо лего
в бегство пускается мир и уносит его с собой, словно на ковре-само
лете. Персонажи не движутся, но - словно в мультфильме - камера
заставляет двигаться дорогу, по которой они перемещаются,» «непод
вижные, но большими шагами».1 Мир берет на себя движение, кото
рое субъектуже не может или вообще не может осуществить. Это вир
туальное движение, но актуализуется оно ценой расширения всего
пространства и растягивания времени. Следовательно-, это граница
самого большого круга. Разумеется, такие феномены появляются уже
в сновидениях, так, в сне из фильма Бунюэля «.Здбг>«ш>/е»>Богоматерь
появляется около куска мяса, а ребенка что-то медленно влечет к это
му куску, хотя он на него<и не набрасывается; в кошмаре из «Призра
ка» Мурнау грезящий гонится за каретой, но его толкают тени пре
следующих его домов. Нам представляется, что эксплицитная греза
содержит или сохраняет эти движения мира, которые, напротив, вы
свобождаются в грезе имплицированной.
                                ,                        
j \

Одним из первых великих фильмов, разрабатывающих эту даму, был «Падение дома Эшеров» Эпштейнагоптические перцепции вещей, ландшафтов и мебели продлеваются в до бесконечности растягиваемые жесты, которые обезличивают движение. Замедленная съемках>с-вобождает движение от движущегося тела^ превращая его в скольжение мира, скольжение ландшафта — и так до самого заключительного падения дома. «Питер Иббетсон» Хатауэя - фильм не столько об американской мечте, сколько ок мечте имплицированной, кульминация которой наступает в сцене камнепада и рушащегося замка, построенного из облаков. В единственном фильме Лаутона, «Ночь охотница», мы видим, как за детьми гонится проповедник; сам же он лишен собственного «преследовательного» движения, зато виден его громадный силуэт, напоминающий китайскую тень, — тогда_как вся Природа участвует в этом бегстве детей, при том что лодка, в которой они пытаются укрыться, кажется неподвижным пристанищем на плавучем острове или ковре-самолете. В большинстве своих фильмов Луи Малль более или менее сознательно использовал движение мира, отсюда,фе-еричность его творчества: ударившая молния в фильме «Любовники» сливается с продолжением парка, а луна — с лодочной прогулкой, сама пластика тел выстраивается в одну цепь с движениями мира Еще в «Лифте на эшафот» именно остановка лифта замедлила движение убийцы, заменив его движениями мира, в которые оказались вовлечены другие персонажи. Кульминация наступает в « Чернойяуне», когда обезличенные движения увлекают героиню, сидящую на единоро-


Предыдущая Следующая