1 Это понятие
{«момент, когда субъекта всасывает мир») обязано своим происхож ге, из одного мира в другой, а потом — и
в третий: убегая от начальных образов насилия, героиня переходит из одного мира
в другой в том смысле, в котором Сартр
говорит, что каждая греза, и даже каждая ее фаза и образ составляют
собственный мир1 В каждом из миров разные животные и масса инверсий (звуковые инверсии речи, аберрации
поведения, например, такие, что пожилая дама разговаривает с крысами и сосет грудь девочки) У Малля именно
движение мира всегда доводит
персонажей то до инцеста, то до проституции или позора и толкает их на преступление, как об этом грезил
старик-мифоман {«Атлантик-Сити»).
Во всем сказочном кино эти
«обмирщенные», обезличенные и
прономинализованные движения с замедленной или ускоренной съемкой, а
также с инверсиями, объясняются как самой Природой,
так и ухищрениями и специально изготовленными объектами. Искусственную и инвертированную феерию
смонтировал еще Л'Эрбье в «Фантастической
ночи», чтобы продлить сон якобы спящего Что же касается неореализма, то он не отрекается от собственных целей, а, наоборот, остается им верен, продлевая
оптико-звуковые ситуации в искусственных — и все-таки космических
—/движениях, увлекающих за собой
персонажей' мы имеем в виду не только феерию Де Сики из фильма «Чудо в Милане», но и разнообразные»ларки аттракционов
у Феллини, с самодвижущимися тротуарами, тобогганами, туннелями, эскалаторами, фейерверками и большими зигзагами, которые «должны подвести посетителя, наблюдающею за
особым пространством-временем к иному пространству-времени, также автономному» (в особенности в «Городе женщин»)2. Музыкальная комедия представляет собой обезличенное и про-номинализованное
движение par excellence, танец,
вычерчивающий галлюцинаторный мир Так, у
Беркли «размножающиеся» и отражающиеся girls образуют некий феерический пролетариат, причем их тела, ноги и лица являются деталями большой
трансформирующейся машины, — а «фигуры» напоминают калейдоскопические
лиды, которые сужаются или расширяются в земном или водном пространстве, чаще
всего при виде сверху, — они вращаются вокруг вертикальной оси и превращаются
друг в друга, так что конечная цель здесь -чистые абстракции3.
Разумеется, даже у Беркли, а тем более - в музьь кальной комедии вообще, танцор один или в паре с танцовщицей сое храняют
индивидуальность, служащую творческим источником движения Но главное
здесь - способ, каким индивидуальный талант ' S a rt r e, «L'imaginaire» Gallimard, p 324-325 Рус пер ЖП
Сартр, «Воображаемое» СПб 2001 2Amengual, «Fellmi II, Etudes anematographiques», p
90 |