'Masson Alain, «La comidie musicale». Stock, p.
49—50.
(И о том, что Массон называет «нулевой степенью» или «входом в танец», ср. р.
112—114, 122, 220). \ казывать двумя
способами. Либо мы считаем, что музыкальная комедия прежде
всего дает нам обыкновенные сенсомоторные образы, когда персонажи попадают в такие ситуации, на которые они реагируют своими
действиями, — но при этом, более или менее последовательно, их индивидуальные действия и движения преобразуются танцем в движение мира, выходящее за рамки
моторной ситуации, даже если впоследствии ему суждено к ней вернуться, и
т. д. Либо, напротив, мы считаем, что
сенсомоторная ситуация тут является лишь мнимой отправной точкой: на самом деле и на более глубоком уровне это чисто оптико-звуковая ситуация, уже
утратившая свое моторное продление, — чистое описание, уже заместившее
собственный объект; это попросту декор. И
тогда движение мира станет непосредственным ответом на зов опсигнумов и сонсигнумов (а «нулевая степень» свидетельствует уже не о постепенной
трансформации, а об устранении обычных сенсомоторных связей). В одном
случае, выражаясь в терминах Массона, мы
переходим от нарративного к зрелищному, предаемся имплицированной грезе;
в другом же переходим от зрелищного к спектаклю, как от декора — к танцу, и все
это в нераздельности имплицированной грезы,
ощущение которой обволакивает даже прогулку.
В музыкальной комедии две точки зрения накладываются друг на друга, однако очевидно, что вторая является более
всеохватывающей. У Стенли Донена сквозь сенсомоторную ситуацию просвечивают
«плоские виды», почтовые карточки или клише пейзажей, городов, силуэтов.
Сенсомоторная ситуация уступает место таким оптическим и звуковым ситуациям,
где фундаментальный смысл заключается в
цвете, а само уплощенное действие уже неотличимо от подвижного элемента расцвеченного декора. И тогда
танец возникает как непосредственная
призрачная сила, наделяющая глубиной и жизненностью эти плоские виды,
развертывающая целое пространство в декоре
и за его пределами, придающая миру образ, окружающая мир своеобразной атмосферой («Пикник в пижаме», «Поющий под дождем»,
— и не только танец на улице, но и финал на Бродвее. «Следовательно, танец обеспечивает переход от плоского
вида к открытости пространства»1.
Он становится движением мира, соответствующим в грезе оптико-звуковому образу. Именно Миннелли обнаружил, что танец не только сочетает свои образы с текучим миром, но существует столько же миров, сколько и образов: «Каждый
образ, - писал Сартр, - окружает себя атмосферой некоего мира». Множественность миров представляет собой первое открытие Миннелли, свидетельствующее о его
астрономическом положении в кинематографе. Но тогда как переходить от одного
мира к другому? И вот второе открытие: танец - это уже не только
движение |