Ср. превосходный
анализ творчества Донена у Алена Массона, р. 99—103. 360 Жиль Делез Кино-2 Образ-время 361 мира, но и
переход из одного мира в другой, вход в другой мир, взлом его ворот и разведка.
Речь больше не идет о переходе из одного обобщенного
реального мира в частные призрачные миры, поскольку единственный
реальный мир уже предполагал бы некие сходни, которые не даны нам в мирах,
состоящих из образов грез, - как это происходит в инверсии изфильма «Бригадун»
, где мы видим реальность, от которой нас отделяет бессмертная и закрытая
деревня, лишь при наезде камеры с громадной высоты. Каждый из миров Миннелли и
каждая'ею греза замкнуты в себе, и они замыкают в своих пределах все, что содержат, включая самого грезящего. В
каждом мире есть свои сомнамбулы-пленники,
свои женщины-пантеры, свои стражницы и своИ'сирены.
Каждый декор достигает наибольшей мощи и становит-ся'чистым описанием мира, вытесняющим саму
ситуацию1. Цвет представляет
собой грезу, на не потому, что греза показывается в цвете, а оттого, что цвета
у Миннелли имеют высокую абсорбирующую, едва ли не пожирающую функцию. Стало быть, можно просочиться и абсорбироваться,
но не погибнуть и не попасться. Танец — теперь не движение из мечты, вычерчивающее некий мир; он углубляетсяи
«удваивается», становясь единственным средством входа в иной мир, т. е в
мир другого, в грезу*или прошлое другого. «Иоланда и вор» и «пират» —
два крупных успеха; в этих фильмах Астер, а потом и Келли, входят в грезу девочки, подчас подвергаясь
смертельной опасности2 И
во всех иных своих фильмах, не музыкальных, но просто комедиях или драмах, Миннелли чувствует необходимость
отыскать эквивалент танца и шесни,
который всегда вводит одного персонажа в грезу другого. Так, в фильме «Подводное течение» молодая
женщина под мелодию Брамса опускается
в самые низины кошмара своего мужа, чтобы достичь нереальной любви неведомого ей брата и тем самым перейти
изЪдного мира в другой. Можно вспомнить и символизирующий движение мИра эскалатор, в фильме «Часы» ломающий
каблук девочки и уносящий ее в сон наяву, который видит получивший увольнение
солдат. В грандиозном фильме «Четыре
всадника Апокалипсиса» тяжелый галоп всадников и ужасное
воспоминание отца, сраженного молнией,
понадобились для того, чтобы вырвать эстета из его грезы и про- 'Renaud Tristan «Mmnelh»,«Dossiers du cinema» «Декор не интегрирован в |