Кино-1.
Образ-движение ти, ни
разрывом, ни прерыванием соединения. Ложное соединение само по себе является одним из измерений Открытого, которое ускользает от множеств и их частей. В нем реализуется другая возможность закадровых явлений, иное место или пустая зона, то «белое на белом, которое невозможно заснять на пленку». Гертруда ушла в то, что Дрейер называл четвертым и пятым измерениями. Ложные соединения отнюдь не нарушают целое, но возникают под его воздействием и
вбивают клин во множества и их части; что же касается подлинных соединений, то они проявляют противоположную тенденцию, тенденцию частей и множеств к воссоединению с ускользающим от них целым. 1 Pasolini.«L'experienceheretique»,p.l97—212. 2Narboni, Pierre Sylvie et R i v e 11 e. «Montage». Cahiers
du cinema, no. 210, mars 1969. Кино-1.
Образ-движение 75 Глава III Монтаж l Монтаж
проходит через соединения, купюры и ложные соединения и определяет глобальное
Целое (третий бергсоновский уровень). Эйзенштейн неустанно
повторял, что монтаж и есть целое фильма, его Идея. И все-таки почему же объектом монтажа является именно целое? Конечно
же, с самого начала и до самого конца в фильме что-то меняется, что-то уже
изменилось. Но только кажется, будто это изменяющееся целое, это
время или же эта длительность могут быть уловлены лишь опосредованно, через выражающие их образы-движения. Монтаж и есть та операция, что направлена на
образы-движения с целью извлечения из
них целого, идеи, образа времени. Образ времени обязательно получается косвенным путем, ибо он
«вытекает» из образов-движений и их взаимоотношений. Тем не менее нельзя
сказать, что очередь монтажа наступает в
конце. Необходимо даже, чтобы целое всегда было на первом месте, чтобы оно
подразумевалось. И это тем более,
что, как мы уже видели, образ-движение сам по себе далеко не всегда подразумевает подвижную камеру (в эпоху
Гриффита и впоследствии), гораздо
чаще он рождается из последовательности фиксированных планов, которая
предполагает монтаж. Если мы рассмотрим три
уровня: детерминированность закрытых систем, детерминированность
движения, происходящего между частями одной системы, и детерминированность изменяющегося целого, выражающегося в
движении, - то обнаружим, что между этими уровнями существует такая циркуляция, что каждый из них может
содержать в себе или предвосхищать
другие. И получается, что некоторые режиссеры относят монтаж к плану или даже к кадру и тем самым считают монтаж сам
по себе не особенно важным. Тем не менее специфичность трех операций остается вплоть до их интериорности по
отношению друг к другу. И на долю монтажа, проявляющегося как в самом себе, так
и в чем-либо ином, выпадает представление косвенного образа времени, длительности. Причем не гомогенного времени или
опространствлен-ной длительности,
вроде той, которую изобличил Бергсон, но настоящей длительности и подлинного времени, вытекающих из членения |