образов-движений,
согласно более ранним текстам Бергсона. Но вот имеются ли,
кроме образов-движений еще и непосредственные образы, каждый из которых можно назвать образом-временем, в какой мере они отделяются от образов-движений, и наоборот, в какой мере они опираются на
некие неведомые аспекты этих образов — все это пока неясно. Монтаж — это
композиция, схема действия образов-движений, составляющая
косвенный образ времени. А известно, что со времени философов древности существует множество способов
представить время в зависимости от движения и по отношению к движению,
согласно различным композициям. Вероятно, мы обнаружим это разнообразие в различных «школах» монтажа. Мы
почитаем Гриффита не за то, что он
изобрел монтаж, а за то, что он поднял его на уровень особого измерения.
По-видимому, в области монтажа можно различать
четыре значительные тенденции: органическую тенденцию американской школы,
диалектическую тенденцию советской школы, количественную тенденцию довоенной французской школы и интенсивную тенденцию школы немецкого экспрессионизма.
В каждой из этих групп режиссеры
могут значительно отличаться друг от друга, но тем не менее у них есть
общие темы, проблемы и интересы, — словом, их
объединяет идейная общность, которой в кино, да и не только в нем, достаточно для формирования понятий школы и
тенденции. Рассмотрим же кратко эти
четыре тенденции монтажа. Гриффит понимал композицию образов-движений как организацию, организм, значительное органическое единство. В этом и заключалось его открытие. Организм прежде всего представляет собой единство в разнообразном, то есть множество, состоящее из дифференцированных частей: так, существуют мужчины и женщины, богачи и
бедняки, город и деревня, север и юг, внешний вид и внутреннее убранство жилищ и т. д. Эти части берутся в бинарных отношениях, образующих параллельный чередующийся монтаж, когда образ одной части следует за образом другой в некоем ритме. Но частям и множеству, кроме всего прочего, самим следует взаимно соотноситься, им нужно обмениваться своими размерами относительно друг друга; в этом смысле крупный план не только работает, укрупняя детали, но и влечет
за собой миниатюризацию множества, уменьшение сцены (до
размеров ребенка, как, например, показанный крупным
планом младенец, участвующий в драматических событиях «Бойни»). И, шире, —
когда на крупном плане видно, как персонажи
переживают сцену с их участием, он придает объективно данному множеству равную
этой объективности или даже превосходящую ее субъективность (таковы не только
крупные планы сражающихся солдат,
чередующиеся с планами поля боя, или
крупные планы из «Рождения нации», где девушку преследует чернокожий,
но еще и показанная крупным планом молодая женщина, |