76 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 77 ассоциирующаяся с
образами из ее мыслей в «Эпохе Ардене»У. Наконец, нужно еще, чтобы одни из частей воздействовали и реагировали на
другие - для того чтобы показать, как они входят в конфликт и угрожают единству органического множества и,
одновременно, как они преодолевают
конфликт или же восстанавливают единство. Из некоторых частей «исходят» действия, которые противостоят и
добру, и злу, тогда как из остальных частей —. конвергентные действия,
помогающие добру: своего рода дуэль,
разворачивающаяся сквозь все действия и проходящая через различные стадии. В действительности органическому множеству и подобает всегда находиться под угрозой;
в «Рождении нации» чернокожих как раз обвиняют в том, чтоони захотели
расколоть недав-нодостигнутое единство Соединенных Штатов и извлечь выгоду из
поражения Юга... Сходящиеся действия стремятся к одной и той же цели: таково возвращение на место поединка, чтобы
изменить его результат на'противоположный,
спасти невинность или же восстановить подорванное единство; так всадники мчатся галопом на помощь осажденным,
а спасатель шагает по льдинам в ледоход и находит девушку («Сиротки бури»). Здесь применяется третий вид монтажа, монтаж сходящийся, или
конвергентный, когда чередуются моменты двух действий, которым предстоит соединиться. И чем больше
действия сходятся, чем ближе их соединение, тем стремительнее они чередуются
(ускоренный монтаж). Правда, соединение действий происходит у Гриффита не всегда, и невинная юная девушка зачастую оказывается
осужденной, и притом не без садизма,
ибо она может найти себе место и спасение только вненормальном и «неорганическом» союзе: в «Сломанных побегах» китаец-опиоман не поспевает вовремя. На этот раз
«извращенный» тип монтажного
ускорения опережает соединение действий. Таковы три формы'монтажа или чередования ритмов: чередование
дифференцированных частей, чередование соотносящихся размеров, чередование
сходящихся действий. Это приводит к мощным органическим
картинам, охватывающим как множество, так и отдельные его части. Именно здесь американский
кинематограф обретает свою наиболее устойчивую форму: от некоей ситуации, в
которую попадает множество героев, к аналогичной ситуации, но восстановленной или преобразованной через поединок или
конвергенцию действий. Американский монтаж является органико-активным. И
было бы несправедливым упрекать его за то,
что он подчиняется повествовательным задачам; наоборот, повествовательность
вытекает из этой концепции монтажа. В «Нетерпимости» Гриффит впервые
демонст- 1 О крупном плане и
бинарной структуре у Гриффита ср.: Fieschi
Jacques. «Griffith' le precurseur». Cinematographe, no. 24, ftvrier 1977.0 крупном плане уТриф-фИта и
процессах миниатюризации и субъективации cp.:Lardeau Yann. «King David», Cahiersdu cinema, no. 346,avril 1983. |