Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


присутствуют взаимные поиски материей и духом друг друга, проходящие вслепую и ощупью, и происходит это по ту сторону образа-движения, «которому мы еще поклоняемся».

' Темы зародыша и зеркала были подхвачены еще раз: первая — в творчестве в процессе творения, вторая — в творчестве, отраженном в творчестве. Обе темы, сквозные для всех искусств, не могли не затронуть и кино. В первом случае имеется в виду фильм, отражающийся в театральной пьесе, в спектакле, на картине или, точнее говоря, в фильме внутри фильма; во втором же случае объектом фильма является фильм в процессе своего становления либо когда это становление не получается. И бывает так, что две темы четко друг от друга отграничены: у Эйзенштейна монтаж аттракционов уже подразумевал показ образов в зеркале; в фильме же Рене и Роб-Грийе «Прошлымлетом в Ма-риенбаде» две крупные театральные сцены представляют собой образы в зеркале (а весь мариенбадский отель - чистый кристалл с прозрачной и тусклой гранями, которые меняются местами)1. И наоборот, «8 '/г» Феллини - это образ в зародыше, в процессе собственного творения, и подпитывается он собственными провалами (хотя, вероятно, это не относится к большой сцене с телепатом, где вводится образ в зеркале). «Положение вещей» Вендерса тем более остается в зародыше, что фильм этот терпит неудачу, рассеивается и может подвергать рефлексии лишь причины, мешающие своему осуществлению. Бас-тер Китон, которого порою изображают как гения, лишенного рефлексии, возможно, наряду с Вертовым, впервые показал фильм в фильме. И произошло это один раз в «Шерлоке-младшем» скорее в форме образа в зеркале, а во второй раз в «Кинооператоре» в форме зародыша, когда камера проходит через фильм, причем манипулирует ею то обезьяна, то репортер, предъявляя фильм в процессе своего создания. Иногда же, наоборот, две темы или два случая пересекаются и соединяются, становясь неразличимыми, как в «Фальшивомонетчиках» Жида2. В «Страсти» Годара живые живописные и музыкальные картины находятся в процессе творения, однако же и работница, и женщина, и начальник — зеркальные образы того, кто отражает их самих или подвергает их рефлексии. У Риветта театральное представление -также образ в зеркале, но именно постольку, поскольку оно всегда терпит неудачу, - оно является еще и зародышем того, чему никогда

1  Даниэль Роше провел подробный анализ белого и черного цветов, а также про
зрачности и тусклости и их распределения в «Прошлым летом в Мариенбаде»: ср.
«Alain Resnais et Alain Robbe-Grillet, Eludes cinimatographiques». А также книгу Робера
Бенайюна, где упор делается на анализе плиточного пола, белого льда и черных
драгоценностей: Мариенбад — это «как бы магический кристалл гадалки»
(«Alain
Resnais arpenteurde I'imaginaire».
Stock, p. 97).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz