присутствуют
взаимные поиски материей и духом друг друга, проходящие вслепую и ощупью, и
происходит это по ту сторону образа-движения, «которому мы
еще поклоняемся». ' Темы зародыша и
зеркала были подхвачены еще раз: первая — в творчестве в процессе творения,
вторая — в творчестве, отраженном в творчестве.
Обе темы, сквозные для всех искусств, не могли не затронуть и кино. В первом
случае имеется в виду фильм, отражающийся в театральной пьесе, в спектакле, на картине или, точнее говоря, в фильме
внутри фильма; во втором же случае объектом фильма является фильм в процессе своего становления либо когда
это становление не получается. И
бывает так, что две темы четко друг от друга отграничены: у Эйзенштейна монтаж аттракционов уже
подразумевал показ образов в зеркале;
в фильме же Рене и Роб-Грийе «Прошлымлетом в Ма-риенбаде» две крупные театральные сцены представляют собой образы в
зеркале (а весь мариенбадский отель - чистый кристалл с прозрачной и тусклой
гранями, которые меняются местами)1. И наоборот, «8 '/г»
Феллини - это образ в зародыше, в процессе собственного творения, и
подпитывается он собственными провалами (хотя, вероятно, это не относится к большой сцене с телепатом, где вводится образ в зеркале). «Положение вещей» Вендерса тем
более остается в зародыше, что фильм
этот терпит неудачу, рассеивается и может подвергать рефлексии лишь
причины, мешающие своему осуществлению. Бас-тер Китон, которого порою
изображают как гения, лишенного рефлексии,
возможно, наряду с Вертовым, впервые показал фильм в фильме. И произошло это один раз в «Шерлоке-младшем»
скорее в форме образа в зеркале,
а во второй раз в «Кинооператоре» в форме зародыша, когда камера проходит через фильм, причем
манипулирует ею то обезьяна, то
репортер, предъявляя фильм в процессе своего создания. Иногда же, наоборот, две
темы или два случая пересекаются и соединяются, становясь неразличимыми, как в «Фальшивомонетчиках» Жида2. В «Страсти» Годара живые
живописные и музыкальные картины
находятся в процессе творения, однако же и работница, и женщина, и
начальник — зеркальные образы того, кто отражает их самих или подвергает их
рефлексии. У Риветта театральное представление -также образ в зеркале, но именно постольку, поскольку оно всегда терпит
неудачу, - оно является еще и зародышем того, чему никогда 1 Даниэль Роше провел
подробный анализ белого и черного цветов, а также про |