1 Журнал «Cinematographe» посвятил два
специальных номера «деньгам в кино», по. 26 и 27 за апрель и май 378 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 379 ческого капитала»1.
Не став эксплицитной темой шедевра «Деньги», это сделалось его имплицитной темой (в фильме с таким же названием
Брессон под воздействием Толстого демонстрирует, что, поскольку деньги
принадлежат к порядку времени, они делают невозможными любое возмещение зла, какую бы то ни было эквивалентность иди же справедливое
воздаяние — если это не происходит по благодати). Словом, в одном и том же акте кино сталкивается со своей глубочайшей
внутренней предпосылкой, деньгами, а образ-движение уступает место
образу-времени. Фильм в фильме выражает именно адский круг, формируемый образом и деньгами, инфляцию,
вкладываемую временем в обмен, «потрясающее вздорожание». Фильм есть движение,
но фильм в фильме — это деньги, т. е. время. Тем самым образ-кристалл обретает принцип, на котором он основан:
непрестанно отбрасывать и усиливать этот асимметричный, неравный и
неэквивалентный обмен, производить образы взамен денег, а время — взамен
образов, конвертировать время, свою
прозрачную грань, в деньги, а деньги, тусклую грань, во время: это напоминает
вращение волчка. Итак, с фильмами
будет покончено, когда денег больше не останется... Хотя
образ-кристалл может иметь множество четко выделяемых элементов, его
несократимость состоит в нераздельном единстве актуального образа и «относящегося к последнему» образа виртуальною. Но что такое этот виртуальный образ, слипшийся с
актуальным? И что это за
двухкомпонентный образ? Этим вопросом непрестанно задавался Бергсон,
искавший на него ответ в бездне времени. Актуальное всегда является неким
настоящим. Но ведь настоящее изменяется или проходит. Мы всегда можем сказать,
что оно становится прошлым, когда его
больше нет, когда его заменяет новое настоящее. Но это не означает ровно ничего2. Надо полагать, настоящее
проходит ради того, чтобы пришло
новое настоящее; надо полагать, что оно проходит в то самое время, когда оно является настоящим, когда оно присутствует. Следовательно, образ должен быть в
настоящем и в прошлом, еще присутствующем и уже прошедшем — и все это
сразу, в одно и то же время. Если бы он не был уже в прошлом во время собствен
- 'L'Herbier
Marcel«Lecinematographeetl'espace,chroniquefinanciere»,воспроизведено в: Burch Noel, «Marcel L'Herbier». Seghers, p. 97-104. |