шениями с деньгами.
На сетования о суровых законах кино, на то, что минута образа
стоит целого дня коллективного труда, нет иного ответа, кроме феллиниевского:
«когда денег больше не останется, с фильмами
будет покончено». Деньги представляют собой изнанку всяческих образов, которые кинематограф показывает
и монтирует с лицевой стороны, так что фильмы о деньгах — это фильмы в
фильме или о фильме (хотя и имплицитно)1.
Вот оно, настоящее «положение вещей»,
и заключается оно не в конце кинематографа, о котором говорил Вендерс, но
скорее в показанных этим, режиссером конститутивных отношениях между фильмом в процессе своего создания и деньгами как целым с точки зрения фильма. В «Положении
вещей» Вендерс показывает
безлюдный и опустошенный отель и съемочную группу фильма, каждый член которой
возвращается к одинокому образу жизни, становясь жертвой заговора, ключ к
которому находится непонятно где; и
ключ этот обнаруживается во второй серии фильма в форме изнанки
положения вещей, - это фургончик сбежавшего продюсера, которого едва не убили, вследствие этого умирает режиссер, и становится очевидным, что нет и никогда не
будет эквивалентности или равенства в обмене «деньги — камера». Старое проклятие
подтачивает кино — деньги, то есть время. Если справедливо, что движение в качестве своего инварианта предполагает совокупность обменов или же некую
эквивалентность и симметрию, то время по своей природе представляет собой заговор,
направленный на неравенство обмена или на невозможность его эквивалентности.
Именно в этом смысле время — деньги: из двух формул Маркса формулой
эквивалентности является Т-Д-Т, а Д-Т-Д — формула невозможной эквивалентности, или же мошеннического и асимметричного обмена. В фильме «Страсть» Годар
поставил как раз эту проблему обмена. И если Вендерс — как мы видели в
первых его фильмах — относился к камере, как к обобщенному эквиваленту любого поступательного движения, то в «Положении
вещей» он обнаруживает невозможность
установления эквивалентности между камерой и деньгами, ибо время - штука
того же порядка, что иденьщили денежное обращение.
В одной своей поразительной и насмешливой лекции Л'Эрбье сказал: поскольку пространство и время всовременном мире непрерывно дорожают, искусству давно следовало бы
стать индустриальным и
международным, т. е. превратиться в кинематограф, чтобы покупать пространство и время, как
«воображаемые права челове- ' Фредерик Виту (Vitoux) подчеркивает кристаллический аспект образов
моряка в своем жилище: «Довольно резкий
желтый свет падает на фигуру моряка и создает ореол вокруг него, тогда как вся
комната и сам мистер Клей остаются в холодном полумраке серо-синего
освещения» («Positif», no. 167, mars 1975, р. 57). |