1 D e v 111 е г s Michel. «Ophuls
et la traversee du decop>. «Cmematographe»f no 33, ditcembre 1977. В том же номере Луи Одибер (A u d i b e r t, «Max Ophuls et la mise en scene»)
анализирует
двойственное напряжение образа-кристалла у Офюль-са- с одной стороны, прозрачную и тусклую грани (каше, решетки,
системы* тросов, жалюзи) самого кристалла; с другой же стороны, движение того,
что мы внутри кристалла видим «Камера следует за каждым персонажем в движении
до некоей точки неподвижности, в общем случае совпадающей со стационарной
фигурой или стационарным же декором;
наступает краткое мгновение нерешительности < ..> Движение — в
неописуемых эллипсах — отрываетвремя от жалких пространственных измерений».
Такова последовательность вальсов в «Мадам де...». , , театральность, «прирост театральности»,
о котором говорил Базен, — и театру его
может дать только кино. Источником всего
этого можно было бы назвать шедевры Тода Браунинга.
А вот монстрам Офюльса даже не обязательно иметь уродливую внешность. Они движутся в хороводе, создавая
застывшие ледяные образы. Так что же мы видим в совершенном кристалле? Время, уже свернутое и закругленное, но
одновременно и расколотое. В «Лоле Монтес» могут быть и flashback'n, и все же одного этого фильма достаточно для подтверждения (если возникнет
необходимость) того, до какой степени flashback является второстепенным приемом, имеющим смысл лишь тогда, когда
он обслуживает нечто более глубокое. Ибо в счет идет не связь актуального и
жалкого настоящего (цирка) с
образом-воспоминанием о давних великолепных настоящих. Воскрешение их в памяти, конечно, имеется; но вот на большей глубине открывается расщепление времени,
проводящее чередой все настоящие времена и заставляющее их стремиться в
цирк как в собственное будущее, — но также и сохраняющее все прошедшие времена и помещающее их в цирк в качестве
виртуальныххэбра-зов или чистых
воспоминаний. Сама Лола Монтес ощущает головокружение от этой
расщепленности, когда в пьяном бреду пытается броситься из-под купола шапито в
раскинутую внизу маленькую сеть: вся сцена показана как бы сквозь линзу
перьевой ручки, столь дорогой Раймону
Русселю. Расщепление и дифференциация двух образов - актуального и
виртуального - остаются незавершенными,
поскольку возникающий в результате круг продолжает отсылать нас от одних образов к другим. Произошло всего
лишь головокружение, некое колебание. Также и у Ренуара, начиная с «Маленькой продавщицы спичек», где
рождественская елка украшена кристаллами, — автоматы л живые существа, предметы и их отражения вступают в
замкнутый круг сосуществования и обмена, формирующий «театральность в чистом виде». А в «Золотой карете» это
сосуществование и обмен проявятся самым наглядным образом (имеются в
виду две стороны камеры или образа, образ
актуальный и образ виртуальный). Но что будет, если образ перестанет быть плоским и двугранным, а глубина кадра присовокупит
к нему как бы третью сторону? Именно глубина кадра, например, в «Правилах игры», обеспечивает взаимовложение кадров,
и в результате получается каскад зеркальных отражений и система рифм между хозяевами и лакеями, живыми
существами и автоматами, театром и
реальностью, актуальным и виртуальным. И как раз глубина кадра способствует замене плана сценой. Но с тем большим основанием мы, пожалуй, не рискнем пожаловать
глубине кадра роль, отводимую ей
Базеном: быть чистой функцией реальности. Скорее, функция глубины состоит в превращении образа в кристалл и |