![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
386 Жиль Кино-2. Образ-время 387 в
абсорбировании реального, которое тем самым переходит как в актуальное, так и в
виртуальное1. Нельзя не сказать, что между кристаллами Ренуара и Офюльса имеется существенное различие. У Ренуара кристалл никогда не бывает совершенным; в нем всегда есть дефект, некая «течь», какое-то уродство. Он всегда с трещиной. Это показывает глубина кадра: нельзя сказать, что внутри кристалла просто свернут некий круг, ибо нечто вытекает из него через дно, благодаря глубине, через «третью фань» или третье измерение, сквозь трещину. Это было верно уже относительно зеркала, отражающего плоский образ, как, например, в «Золотой карете», но там это не так заметно, а вот глубина
кадра делает очевидным то, что из кристалла нечто вытекает
сквозь дно, поэтому он и показан. В «Правилах игры» сосуществуют
актуальные образы людей и виртуальные образы животных,
актуальные образы живых существ и виртуальные образы
автоматов, актуальные образы персонажей и виртуальные
образы их ролей на празднике, актуальные образы хозяев и
их виртуальные образы, сложившиеся у слуг, актуальные образы слуг и их виртуальные образы, сложившиеся у хозяев. Все образы даны сквозь зеркало, и глубина их строго расположена. Но глубина кадра всегда оставляет в этом круге некое дно, сквозь которое может
происходить утечка: в дне трещина. Любопытно, что на вопрос: «Кто не ифает по правилам?», разные люди дали различные ответы, и Трюф-фо, например,
назвал летчика. А летчик все-таки остается запертым внутри кристалла, — он
узник собственной роли и отказывается бежать вместе
с женщиной, когда женщина ему это предлагает. Как заметил Бамберже, единственный персонаж, который не
подчиняется правилам, — это лишенный права проживания в замке и все же
его житель, — сторож охотничьих угодий,
который всегда «на фоне», а не внутри или снаружи, - единственный, у
кого нет двойника или отражения. Вторгающийся
на территорию замка, несмотря на запрет; преследующий слугу-браконьера и по ошибке убивающий летчика,
он-то и взламывает замкнутый круг,
разбивая треснувший кристалл выстрелами из ружья, так что вытекает его содержимое. «Правила игры» — один из
прекраснейших фильмов Ренуара, но в нем нет
ключа к другим его картинам. Он полон пессимизма, и его ме-
|
![]() ![]() |