2 В этом и заключается, по мнению Роб-Грийе, различие между Прустом и
Фолк 408 Жиль Д/глез Кино-2. Образ-время 409 сокого
порядка. Это уже не просто (или не только) невыделимое становление отличных друг от друга образов, это неразличимые
альтернативы между кругами
прошлого, запутанные различия между остриями настоящего. Между Рене и Роб-Грийе было достигнуто согласие, которое оказалось тем крепче, что в основу его легли две противоположные концепции времени, взрывающие друг друга изнутри. Сосуществование
полотнищ виртуального прошлого и одновременность острий дезактуализованного настоящего представляют собой два я,вно выраженных знака персонифицированного Времени. В мультипликационном фильме «Хронополио Петр Камлер смоделировал время с помощью двух элементов,
шариков, насаженных, на острия, иэти шарики были обернуты в
мнущиеся полотнища. Эти два элемента образуют мгновения,
отшлифованные кристаллические сферы, которые, однако, быстро темнеют,
если не... (что нам еще предстоит увидеть в
продолжении этого мультфильма). 2 ' Было бы неточным
считать, что кинематографический образ, по природе своей,
принадлежит настоящему. Но по поводу Роб-Грийе такое соображение порою
высказывается, — однако из хитрости или же в насмешку; зачем он, в самом деле,
так старался получить образы в настоящем
времени, если это и так является данностью образа? И когда в- кино впервые появился прямой
образ-время, это случилось не в виде
аспектов настоящего (даже имплицированного), а, напротив, в форме
полотнищ прошлого — в фильме Уэллса «Гражданин Кейн». Время в нем «сошло
с петель» и поменяло отношения зависимости от
движения на противоположные; темпоральность впервые была показана как
таковая — но в форме сосуществования больших
регионов, которые необходимо исследовать. Схема ^Гражданина Кейна» может
показаться простой: Кейн умер, и происходит допрос свидетелей, выстраивающих свои образы-воспоминания в серии
субъективных flashback'oB. Тем не менее она
сложнее. Расследование направлено на выяснение значения слова «Розовый бутон» (Rosebud) (что это такое, что это означает в жизни
Кейна?). И когда следователь приступает к «зондированию», каждый из
допрашиваемых свидетелей рассказывает об определенном срезе жизни Кейна, образующем круг или полотнище виртуального
прошлого, континуум. И каждый раз
вопрос звучит так: в этом ли континууме, на этом ли полотнище находится
вещь (или существо) по имени Rosebud? Разумеется, эти
регионы прошлого хронологически направлены так же, как прежние настоящие времена, к которым они отсылают. Но |