Сам Роб-Грийе указывает, что его отличие от Рене следует искать в конечном счете на уровне времени. Распад образа-действия и вытекающая из него неразличимость осуществлялись в пользу то «архитектуры времени» (как в случае с Рене), то «вечного настоящего», оторванного от собственной темпоральности (как в случае с самим Роб-Грийе)2. И все-таки и теперь мы сомневаемся в том, что вечное
настоящее подразумевает «меньшее количество» образа-времени,
нежели вечное прошлое. Чистое настоящее принадлежит времени не меньше, чем чистое прошлое. Стало быть, различие
заключается в характере
образа-времени, пластичного в одном случае и архитектурного в другом. И дело в том, что Рене замыслил «Мариенбад»,
как и прочие свои фильмы, в форме
полотнищ или кусков прошлого, тогда как Роб-Грийе видит прошлое в форме острий настоящего. Если бы этот фильм поддавался разделению на части, то можно было бы
сказать, что мужчина X ближе к Рене, а
женщина А - к Роб-Грийе. В действительности,
мужчина стремится обернуть женщину непрерывно тянущимися полотнищами, и
настоящее время - лишь наиболее узкое из них (это напоминает путь волны), —
тогда как женщина, то полная сомнений, то упорствующая, то почти убежденная,
«перепрыгивает» с одного блока на другой,
непрестанно преодолевая бездну между двумя остриями, между двумя одновременными
настоящими. Как бы «там «и было, эти
два автора находятся уже не в сфере реального и воображаемого, а во времени и,
как мы увидим, в еще более пугающей области истинного и ложного. Разумеется, реальное и воображаемое продолжают описывать свой круг, но лишь как основу для
фигуры более вы- 1 «Характерной
чертой персонажей-садистов в моих романах является то, что они 2Latil-Le Dantec Mireille. «Notes sur
la fiction et l'imaginaire chez Resnaiset Robbe-Grillet». «Alain Resnais et
Alain Robbe-Grillet», p. 126.0 хронологии в «Мариенбаде» ср.: «Cahiersdu cinema», nos. 123, 125. 1 Многие комментаторы признают эту необходимость выхода за рамки уровня
«ре |