1 Ср.:> Bonnet Jean-Claude. *L'innocence du reve». «Cwematographe», no. 92, septembre 1983, p. 16 406 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 407 произведение, хотя каждый из них замышлял
его совершенно не так, как другой, и даже почти в противоположном духе. Можно было
бы назвать это подтверждением
плодотворности любого подлинного сотрудничества, когда произведение не только
видится, но и осуществляется в
соответствии с совершенно разными принципами творчества, которые объединяются, обеспечивая возможность
возобновляемого, но каждый раз
уникального успеха. Однако такое сопоставление Рене. и Роб-Грийе провести сложно, ибо их в высшей
степени дружественные декларации лишь затуманивают дело, - и
сопоставлять их можно по трем различным уровням. Сперва — уровень
«модернистского» кино, основной чертой
которого является кризис образа-действия. «Мариен-бад» ознаменовал
собою даже важный момент этого кризиса: крахсен-сомоторных сцен,
блуждания персонажей, повышение роли клише и почтовых карточек — постоянные
черты творчества Роб-Грийе. К тому же связи
порабощенной женщины в его произведениях имеют не только эротическое и
садистическое значение, — это еще и простейший сло-соб остановки движения1. Но ведь и у Рене блуждания,
обездвиживание, окаменение и
повторение постоянно свидетельствуют об общем распаде образа-действия. Вторым у него является уровень реального и воображаемого: было замечено, что в произведениях
Рене всегда выживает реальное, а именно пространственно-временные координаты, утверждающие собственную реальность, даже если
при этом они вступают в конфликт с
воображаемым. Именно поэтому Рене, к примеру, утверждает, что некое событие действительно случилось «прошлым летом...», а в последующих фильмах
устанавливает топографию и хронологию
тем более строгие, чем более воображаемым и ментальным является
происходящее2. А вот у Роб-Грийе все происходит «в головах»
персонажей или даже самих зрителей. Но это различие,
подмеченное самим Роб-Грийе, вряд ли так уж значительно. Ведь в головах зрителей не может происходить
того, что не проистекало бы из
характера образа. И мы видели, что в образе различие всегда проходит между реальным и воображаемым,
объективным и субъективным, физическим и ментальным, актуальным и виртуальным,
— но различие это становится обратимым, и в этом смысле не- выделимым. Различные и все же
невыделимые — таковы воображаемое и
реальное у обоих авторов. А следовательно, различие между ними можно
сформулировать только иным способом. Скорее, его можно представить через уточнение, сделанное Мирей Латиль: большие континуумы
реального и воображаемого у Рене противостоят дискретным блокам или «шокам» у Роб-Грийе. Но
представляется, что этот новый критерий не в состоянии работать на
уровне пары «воображаемое — реальное», и
потому необходимо ввести третий уровень, время1. |