Такова
плюралистическая космология, предполагающая не только множество различных миров (каку Миннелли), но еще и разыгрывание одного и того же события в разных мирах и при несовместимости версий. Свойство
«повторения-вариации» дал образу уже Бунюэль, который к тому же как бы освободил время и сменил его подчиненность движению
на обратную. Но в подавляющем большинстве фильмов Бунюэля, как мы видели, время оставалось циклическим, и то забвение («Сусанна»), то точное повторение («Ангел
истребления») знаменовали собой в
одном и том же космосе конец одного цикла и возможное начало другого. Следовательно, можно предположить инвер-тированность
влияния в последнем периоде творчества Бунюэля, когда тот приспосабливал
для собственных целей озарения Роб-Грийе. Было
отмечено, что ш этот последний период изменился режим грезьг или фантазма'. Но речь идет не столько о
состоянии воображаемого, сколько об
углублении проблемы времени. Так, в «Дневной красавице» заключительный паралич мужа в одно и то же время и
происходит, и нет (внезапно он встает, чтобы обсудить с женой отпуск); в -«Скромном обаянии буржуазии» показан не столько цикл неудачных обедов, сколько
один и тот же обед в несводимых друг к другу режимах и мирах. В «Призраке свободы» почтовые карточки
действительно являются порнографическими, хотя изображены на них всего
лишь памятники, лишенные какой бы то ни было двусмысленности;! а девочка пропадает, хотя она и остается там, где была, и
будет найдена. Ав фильме «Этот
смутный объект желания» мы встречаем одно- из превосходнейших изобретений
Бунюэля: вместо того чтобы доверять различные роли одному и тому же персонажу,
он выдвигает двух персонажей и двух
актрис на роль одного и того же лица. Похоже, что натуралистическая
космология Бунюэля, основанная на циклах и их последовательности, уступает место множественности одновременных миров, одновременности настоящих времеи в различных
мирах., И это не субъективные
(воображаемые) точки зрения в одном и том»же мире, но одно и то же событие в
объективных и различных мирах, которые все
свернуты в событии, в неразвертываемой вселенной. Теперь Бунюэль
достигает непосредственного образа-времени, добираться до которого прежде ему не позволяла его собственная
натуралистическая и циклическая точка зрения. Еще более поучительно сопоставить Роб-Грийе и Рене, авторов фильма «Прошлым летом в Мариенбаде». В их сотрудничестве необычным представляется то, что двое режиссеров (ведь Роб-Грийе был не только сценаристом) создали настолько лишенное противоречивости 1 Даниэль Роше сопоставлял «Мариенбад»
с броском игральных костей у Маллар |