1 Являясь вроде бы
обычным человеком, герой тем не менее «осознает собственное безумие». Столкнувшись лицом к лицу с этими
прошлыми, которых он не знает и не узнает, он скажет: «Я полагал, что нахожусь
в бреду, затем ко мне вернулся разум, и вот тогда я стал считать себя безумным». Жерар Легран показывает, что
здесь можно выделить два уровня: Уэллса-актера, играющего персонажа О'Хару как
пустого фантазера и галлюцинирующего лунатика, — и Уэллса-режиссера,
спроецировавшего самого себя в трех галлюцинирующих персонажах («Positif», no. 256, juin 1982). Кино-2. Образ-время 419 вестно, но под давлением времени будет лишь
умолять девушку сказать ему то, что он ей сказал. «Процесс» выстраивается в одну цепь с «Мистером
Аркадиным». На каком полотнище прошлого герой будет искать
проступок, в котором он виновен? В прошлом ничего воскресить
нельзя, все в нем галлюцина-торно. Застывшие персонажи и покрытая
вуалью статуя... Есть там области женщин, книг, детства,
проституток, искусства и религии. Настоящее теперь
становится лишь дверью, за которой ничего нет, и отправляясь от нее, прошлого
воскресить уже невозможно, - ведь пока его ждали,
оно уже ушло. В удлиненных планах, секреты которых знакомы Уэллсу, исследуется каждый регион прошлого: таков,
например, продолжительный пробег
вдоль длинной изгороди, когда героя преследует толпа вопящих публичных девок (аналогичная погоня за
псевдоубийцей с пространством,
показанным через просветы в изгороди, имела место еще в «Леди из Шанхая»). Однако в регионах
прошлого теперь отыскиваются не
образы-воспоминания, а галлюцинаторное бытие: женщины, книги, проститутки, гомосексуальность, различные картины.
Только выглядит все это так, словно
некоторые полотнища осели, а другие поднялись, и можно сказать, что здесь отложения различных периодов залегают слоями, как в археологии. Иуже невозможно сделать
решающий выбор: теперь сосуществующие
полотнища налагают друг на друга собственные сегменты. Так, в высшей степени
серьезная книга оказывается еще и порнографической; наиболее грозными взрослыми
становятся еще и дети, которых бьют;
женщины служат в судах, но самой юстицией, возможно, заправляют проститутки; а кто такая секретарша
адвоката с ее сросшимися пальцами - женщина, публичная девка или же
многослойное досье? Похоже, что регионы
прошлого, дробясь и теряя равновесие, входят в стихию высшей
справедливости, а та всех их перемешивает, — они попадают в стихию «прошлого вообще», где каждая жизнь платит другой жизни мзду за собственную несправедливость (по
формулировке досок-ратиков). Уэллсу удалось добиться такого успеха в трактовке
Кафки потому, что он сумел показать,
каким образом пространственно отдаленные и хронологически отличающиеся друг от
друга куски сообщаются между собой в
глубине безграничного времени, превращающего их в смежные: этому-то и служит глубина кадра,самые что
ни на есть пространственно и хронологически
отдаленные друг от друга ячейки сообщаются между собой непосредственно
через фон1. Но каков общий фон |