2 Бернар Пенго (Pingaud) более других подчеркивал исчезновение у
Рене фикси Кино-2. Образ-время 423 фигуру времени, поскольку память в нем имеет
отношение лишь к од-ному-единственному персонажу.
Разумеется, машина-память нужна не для воспоминания, а для переживания
некоего момента в прошлом с наибольшей
точностью. Однако же, то, что возможно для животного, например для мыши,
не является таковым для человека. Прошедшее мгновение
для человека напоминает яркую точку, пришитую к полотнищу, и оторвать ее от полотнища нельзя. Это
двойственное мгновение: оно причастно даже двум полотнищам, любви к Катрин и
закату этой любви'. И получается, что герой может вновь пережить этот миг не иначе, как заново пробегая по полотнищам
прошлого, не только этим, но и
многим другим (до его знакомства с Катрин, после смерти Катрин...). Вот так разнообразные регионы прошлого
перемешиваются в памяти героя, перепрыгивающего
с одного из них на другой, и как бы поочередно всплывают из первозданной
трясины, из плеска мироздания, который воплощен в вечной природе Катрин
(«ты - море в штиль, ты — болото, ночь, трясина... ты пахнешь отливом...»). «Прошлым летом в Мариенбаде» представляет собой более сложную фигуру, поскольку память здесь распределена между двумя
персонажами. Но все же это память
общая, так как она соотносится с одними и теми же данными, которые один
из них утверждает, а другой — отрицает или опровергает. В действительности,
персонаж X вращается по орбите прошлого, внутри которого находится А, выступающая в
роли яркой точки, «аспекта», — тогда как А находится в регионах, где X нет, или в тех, где он
распылен, словно туманность. Позволит ли А увлечь себя на полотнище, где
находится X, или же это полотнище будет
разорвано и скомкано из-за сопротивления А,
которая завернет его в собственные полотнища?
«Хиросима, любовь моя» еще более усложняет ситуацию. В этом
фильме два персонажа, но у каждого — собственная память, чуждая другому. Между ними нет ничего общего. Это
напоминает два несоизмеримых региона прошлого - Хиросиму и Невер. И в то
время, как японец не позволяет женщине
войти в собственный регион («Я все видел... все... - Аты в Хиросиме
ничего не видела, ничего...»), женщина
охотно и сочувственно, хотя и до определенной точки, влечет японца в
свой. Разве это для каждого — не способ забывать собственную память и творить
как бы память на двоих, словно теперь память становится целым миром и отделяется от личностей героев? В фильме «Мю-риэль»
опять же две памяти, и каждая отмечена своей войной: одна — Булонью, другая
— Алжиром. Но на этот раз каждая включает несколь- |