|
Предыдущая Следующая
' Речь идет именно
о том моменте, когда некая машина влечет героя по времени вспять, — о минуте,
когда он выходил из воды на пляж; эта минута будет повторяться и
модифицироваться на протяжении всего фильма. Гастон Бунур (Bounoure) писал: «Клод плавал,
плывет и будет плавать вокруг этой минуты, в которую заключена вся его жизнь.
Неподвластная порче и неприступная, она сверкает в лабиринте времени,
словно алмаз» («Alain Resnais». Seghers, p. 86).
Жиль Диез
ко полотнищ или
регионов прошлого, отсылающих к разным персона
жам:
три уровня вокруг письма из Булони (тот, кто письмо написал;
тот, кто его отправил или не отправил; та,
кто не получила его), два уров
ня вокруг алжирской войны (молодой
солдат и содержатель гостини
цы). Это память-мир, распределенная
по многим лицам и нескольким
уровням, и все они друг друга
опровергают, изобличают или цепляют.
Фильм «Война окончена», по нашему мнению, знаменует собой не му
тацию и не возвращение к настоящему,
а углубление все той же про
блемы. Дело здесь в том, что настоящее героя — не что иное, как «эпо
ха», определенная эпоха в истории Испании,
которая никогда не пока
зывается в настоящем времени.
Существует эпоха гражданской войны,
в которой так и остался комитет в
изгнании. Существует новая эпоха
молодых террористов-радикалов.
Анастоящее героя, постоянного сек
ретаря некоей политической организации, само является такой же эпо
хой в жизни Испании, уровнем,
отличающимся и от гражданской вой
ны, и от не изведавшего ее молодого
поколения. Все это, представлен
ное как прошлое, настоящее и будущее, можно также считать тремя
периодами в жизни Испании, так что производство
чего-то нового осу
ществимо либо при выборе между ними,
либо в рамках неразрешимо
го. Идея эпохи стремится к вьщелению,
к обретению самостоятельного
политического, исторического или даже
археологического смысла.
В фильме «Мой американский дядюшка»
успешно продолжена это ис
следование эпох: в нем три персонажа,
и каждый существует на несколь
ких уровнях, в нескольких эпохах.
Здесь имеются константы: каждая
эпоха, каждое полотнище определяется
некоей территорией, линиями
«утечки», блокировкой этих линий;
это топологические и картолога-
ческие детерминации, предложенные
Лабори. Но от одной эпохикдру-
гой и от персонажа к персонажу
распределение меняется. Эпохи ста
новятся мировыми периодамис их
вариациями, ибо касаются они даже
животных (человеки мышь обретают общую судьбу — в противополож
ность происходившему в фильме «Люблю
тебя, люблю»), но еще и по
тому, что они соотносятся с
надчеловеческим космосом, с островом-и
его сокровищами. Как раз в этом
смысле Бергсон говорил о длительно
стях, низших и высших по отношению к
человеку, и о том, как все ощ
сосуществуют. Наконец, в фильме «Жизнь - роман» разрабатывается
идея трех мировых эпох как таковая, трех
эпох в жизни замка, трех со
существующих периодов, соотносящихся с человеком, - однако каж
дая из этих эпох обладает собственными
персонажами и абсорбирует
их, а уже не соотносит их с данными в фильме личностями: Древний
Век и утопия; Современный Век и коллоквиум, техно-демократичес
кая организация; Век Детства и легенда. На всем протяжении творче
ства Рене мы погружаемся в память,
выходящую за пределы психоло
гии, в память на двоих, в память, распределенную на несколько чело
век, в память-мир, в память как
мировые эпохи. и
Предыдущая Следующая
|
|