Кино-2. Образ-время Но остается открытым вопрос: что такое полотнища прошлого в кинематографе
Рене — то ли это уровни одной и той же памяти, то ли регионы нескольких памятей, то ли составные части памяти-мира, то ли экспозиция мировых эпох? И как раз здесь
следует различать несколько
аспектов. Во-первых, каждое полотнище прошлого представляет собой некий
континуум. И еслитревеллинги Рене столь знамениты, то это потому, что они определяют или, скорее, строят континуумы, круги с переменной скоростью, следуя вдоль
стеллажей Национальной библиотеки,
или погружаясь в картины из того или иного периода творчества Ван Гога. Но представляется, что
каждому континууму свойственна
особого рода растяжимость. Это то, что математики называют «трансформациями булочника»: квадрат можно
вытянуть в прямоугольник, две
половины которого составят новый квадрат, так что при каждом преобразовании
общая поверхность перераспределяется. Если мы возьмем сколь угодно малый регион этой поверхности, то две бесконечно
близкие точки на нем в конце концов окажутся отделенными друг от друга, и по истечении определенного количества
трансформаций каждая распределится по собственной «половине»'. Каждой
трансформации присуща своя «внутренняя
эпоха», и можно анализировать сосуществующие полотнища или континуумы
различных эпох. Это сосуществование или
такие трансформации формируют своего рода топологию. Например, различным срезам, принадлежащим каждому из персонажей «Моего американского дядюшки» или
различным периодам из фильма «Ван Гог», соответствуют собственные
страты. В фильме «Прошлым летом в
Мариенбаде» мы попадаем в
ситуацию, распределенную между двумя персонажами, А и X, когда X проецирует себя
на полотнище, где он весьма близок к А, — тогда как А оказывается на полотнище
из другой эпохи, где она, наоборот, от X отдалена и отделена. В пользу
трансформации одного и того же континуума свидетельствуют здесь не только характеры, имеющие разную
геометрическую акцентуацию, но и
третий персонаж, М. Вопрос о том, могут ли два континуума различного
рода - когда у каждого есть «средняя эпоха» - в свою очередь, подвергаться одинаковой трансформации, был постав- 1 Анализ
трансформаций булочника и соответствующее им понятие эпохи можно найти в: Ргigоg i ne et Stengers, «La nouvelle
alliance», p 245—257. Авто-, ры выводят из
них оригинальные следствия, соотносящиеся с бергсонианством. Фактически, между
пригожинскими трансформациями и бергсоновской теорией конических сечений" существует тесная
взаимосвязь. Мы из всего этого упомянем лишь простейшие и наименее научные аспекты. По существу, речь идет о
доказательстве того, что Рене не
применяет данных науки к кинематографу, но собственными кинематографическими средствами создает
нечто, имеющее соответствия в математике и физике (равно как и в биологии, к
которой есть прямое обращение в «Моем американском дядюшке»). Можно
говорить об имплицитной связи между Рене и
Пригожиным в той же степени, что и об имплицитном соотношении между Годаром и
Рене Томом. |