Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


426


Жиль Лелез


Кино-2. Образ-время


427


 


лен в фильме «Хиросима, любовь моя», причем так, что одна эпоха во всех своих регионах предстает как модификация другой: Хиросима-Невер (или один персонаж как модификация другого в «Моем американском дядюшке»). Таким образом, понятие эпохи, мировых эпох, эпрх памяти имеет в кинематографе Рене глубокие основы: события не только следуют одно за другим, им присуще не только хронологическое течение; они еще непрестанно переставляются согласно принадлежности тому или иному полотнищу прошлого, тому или иному континууму эпохи, — и при этом сосуществуют. Знал ли X А или нет? Убил ли Рид-дер Катрин, или же это был несчастный случай, в фильме «Люблю тебя, люблю»! Было ли в фильме «Мюриэль» письмо отправлено и не получено, и кто написал его? Таковы альтернативы между полотнищами прошлого, неразрешимые, поскольку их трансформации являются строго вероятностными с точки зрения сосуществования эпох. Все зависит от полотнища, на котором мы располагаемся. И именно здесь — различие между Рене и Роб-Грийе, которое всегда легко обнаружить: то, чего один достигает через дискретность острий настоящего (скачки), другой получает путем трансформации непрерывно расположенных полотнищ прошлого. Для Рене характерен статистический пробабилизм, который весьма непохож на индетерминизм «квантового» типа у Роб-Грийе.

И все же Рене покоряет также и дискретное, равно как Роб-
Грийе — непрерывность, У Рене второй аспект вытекает из первого.
Действительно, трансформации или новые перераспределения кон
тинуума в любом случае и непременно приводят к фрагментации:
каким бы малым ни был регион, он окажется фрагментированным,
в то время как каждая из наиболее близких друг к другу точек в этом
регионе попадет на свою «половину»; каждый регион любого кон
тинуума «может начать свою деформацию непрерывным способом,
но закончит ее разделенностью надвое, и части его, в свою очередь,
станут фрагментированными» (Стенгерс). «Мюриэль» и в особенно
сти, «Люблю тебя, люблю» демонстрируют эту неизбежную фрагмен-
тированность полотнищ прошлого в наиболее высокой степени. Но
уже в фильме «Ван Гог» одновременно сосуществуют разные перио
ды творчества художника, и в последнем из них, в провансальском,
тревеллинги между его картинами ускоряются, а также умножается
количество планов в разрезе, распространяются наплывы на черном
фоне — и все это при так называемом «рубленом монтаже», который
заканчивается глубокой чернотой1. Словом, континуумы или стра
ты непрестанно фрагментируютсял в то же время переходят от одной
эпохи к другой. В фильме «Люблю тебя_______ Пюблю...» благодаря непре
рывному перемешиванию далекое предстает близким, а близкое -


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz