426 Жиль Лелез Кино-2. Образ-время 427 лен в фильме «Хиросима, любовь моя», причем так, что одна эпоха
во всех своих регионах предстает как модификация другой:
Хиросима-Невер (или один персонаж как модификация
другого в «Моем американском дядюшке»). Таким образом, понятие эпохи, мировых эпох, эпрх памяти имеет в кинематографе Рене глубокие основы: события не только
следуют одно за другим, им присуще не только хронологическое течение; они еще непрестанно переставляются согласно принадлежности тому или иному полотнищу прошлого, тому или иному континууму эпохи, — и при
этом сосуществуют. Знал ли X А или нет? Убил
ли Рид-дер Катрин, или же это был несчастный
случай, в фильме «Люблю тебя, люблю»! Было ли в фильме
«Мюриэль» письмо отправлено и не получено, и кто написал его? Таковы альтернативы между полотнищами прошлого, неразрешимые, поскольку их трансформации
являются строго вероятностными с точки
зрения сосуществования эпох. Все зависит от полотнища, на котором мы
располагаемся. И именно здесь — различие между
Рене и Роб-Грийе, которое всегда легко обнаружить: то, чего один достигает через дискретность острий настоящего
(скачки), другой получает путем
трансформации непрерывно расположенных полотнищ прошлого. Для Рене характерен статистический пробабилизм, который весьма непохож на индетерминизм «квантового» типа
у Роб-Грийе. И все же Рене покоряет также и дискретное,
равно как Роб- |