Ср.: Predal Rene. «Alain Resnais. Etudes
cinematographiques», p. 23. далеким.
Континуум постоянно делится на фрагменты, и в результате получается другой континуум, который также фрагментируется. Фрагментация неотделима от топологии, т. е. от преобразований континуума. Здесь есть
существенная для кинематографа тонкость. У Рене, как и в фильмах Уэллса (мы это
еще увидим), короткий монтаж не противопоставлен
панорамной съемке и тревеллингу: он строго коррелирует с ними и отмечает время
их преобразования. Как писал Годар,
у Рене порою бывает тревеллинг с двумя фиксированными планами, но иногда через
трэвеллинг происходит фрагментация, например, фрагментация японской реки
с набережными Луары'. Возможно, в «Провидении»
разрывы и континуум достигают наиболее высокой степени единства: первые объединяют между собой
состояния тел (органическое потрескивание), состояния мира (гроза и
гром) и состояния истории (пулеметный
шквальный огонь, разрывы бомб), тогда как
второй работает с перераспределениями и преобразованиями этих состояний. Как и в математике, разрывы уже не
означают прерываний континуума, но
означают переменные распределения между точками континуума. В-третьих, Рене
никогда не скрывал своей склонности к подготовительным работам по созданию
полных биографий своих персонажей; по установлению подробной картографии
местностей, в которых они бывают, и по вычерчиванию их маршрутов: даже фильм «Прошлым летом в Мариенбаде» не избежал такого рода требовательности со стороны Рене. И объясняется это тем, что
биографии уже позволяют определить
различные «эпохи» в жизни каждого персонажа. Более того, любая карта соответствует каждой из эпох, т. е. некоему континууму или же своему полотнищу прошлого. А
на каждой диаграмме представлено
множество преобразований континуума, нагромождение
стратов или же наложение друг на друга сосуществующих полотнищ. Следовательно, карты и диаграммы можно назвать
неотъемлемыми частями фильмов. Сначала карты выступают в роли описаний предметов, местностей и ландшафтов: серии
предметов свидетельствуют о событиях, начиная с фильма «Ван Гог», а
позже — 1 Одной из самых
лучших книг, посвященных Рене, является книга Гастона Буну-ра, полная выразительных и содержательных
материалов. Именно этот автор первым обнаружил такие отношения между
короткометражными и полнометражными
фильмами Рене, при которых те и другие взаимно объясняют друг друга. Память у Рене он понимает как память-мир,
бесконечно превосходящую воспоминание и мобилизующую все способности (В
о и п о и г е, «Alain Resnais», Seghers, p. 72). И особенно важно то, что он анализирует
взаимоотношения между непрерывным планом и
рубленым монтажом, как два коррелята: ср. его комментарий кфиль-му «Мюриэль»
относительно того, что он называет «сезонами» (а мы — «эпохами»), а также установление тождественности между разрывом
и континуумом, срезом и скольжением (р. 62—65). О фрагментации фильма «Мюриэль»
можно прочесть и у Дидье Гольдшмидта, «Boulogne mon amouD>, «Cinematographe», no. 88, avril 1983. |