428 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 429 и в «Мюриэли», и в «Моем
американском дядюшке»'. Но эти предметы прежде всего являются функциональными, а
их функции у Рене- не обыкновенное
пользование такими предметами, а функции ментальные, или же соответствующий им уровень мышления: «Рене понимает кинематограф не как инструмент представления реальности,
а как наилучшее средство постижения
функционирования человеческой психики»2.
Уже в «Ван Гоге» поставлена задача трактовки вещей, изображенных на картинах, как реальных предметов, чьи
функции состоят в исследовании «внутреннего мира» художника. А фильм «Ночь и
туман» получился столь душераздирающим оттого, что Рене
удалось показать не только функционирование концлагеря, но и холодные и сатанинские, почти непостижимые ментальные
функции, управляющие его организацией. В Национальной библиотеке книги,
тележки, стеллажи, лестницы, подъемники и коридоры образуют элементы и уровни некоей гигантской памяти, для которой люди
теперь не более чем ментальные
функции, или «нейронные посланники»3. Ввиду этого функционализма картография становится сугубо
ментальной, мозговой, — а сам Рене всегда говорил, что его интересует
именно мозг, мозг как мир и как память, как
«память мира». Таков в высшей стедени конкретный
подход Рене к кинематографу, и, руководствуясь им, режиссер творит
фильмы с единственным персонажем — Мыслью. Каждая
карта в этом смысле представляет собой некий ментальный континуум, т. е. полотнище прошлого, устанавливающее
соответствие между распределением
функций и предметов. Картографический метод у Рене, при котором карты сосуществуют, .отличается от фотографического метода Роб-Грийе и его одновременности
мгновенных снимков, даже когда оба
метода в итоге вырабатывают совместную продукцию. Диаграмма у Рене представляет
собой наложение карт, определяющее множество преобразований на пути от
одного полотнища к другому, с
перераспределением функций и фрагментирован-ностью объектов: таковы наложенные друг на друга эпохи из истории Освенцима. «Мой американский дядюшка» стал
грандиозной попыткой диаграмматической ментальной картографии, при
которой кар- ты накладываются
друг на друга и друг друга трансформируют как в рамках одного и того же
персонажа, так и на пути от одного персонажа к другому. Но, в-четвертых, акцентирование памяти вроде бы влечет за собою иную проблему. Очевидно, что если свести память к образу-воспоминанию и flashback'y, то Рене не ставит ее в привилегированное
положение, и его понимание памяти весьма иное: не так уж трудно доказать, что грезы и наваждения, фантазмы,
гипотезы и предчувствия, а также
всевозможные формы воображаемого для него важнее, нежели flashback'n1. Конечно,
знаменитые flashback'n имеются в фильме «Хиросима, любовь моя», но в «Прошлым
летом в Мариенбаде» уже непонятно, что является flashback'oM, а что — нет; в «Мюриэли» же, как и в «Люблю тебя, люблю» их нет вообще («тут
нет ничего, что напоминало бы flashback или приемы этого
рода», - писал Рене). Афильм «Ночь и
туман» можно даже считать
квинтэссенцией всех способов избегания flashback'a и отказом от фальшивого благоговения перед образом-воспоминанием. Но тем самым мы просто еще раз
подтверждаем то, что можно отнести ко
всем великим режиссерам нашей эпохи: flashback — это лишь условность, используемая для удобства, которая при
применении непременно должна получать обоснование откуда-нибудь еще. В случае с
Рене такая недостаточность flashback'a все же не препятствует тому, чтобы все его творчество
основывалось на сосуществовании
различных полотнищ прошлого, и при этом настоящее не вмешивается в игру даже в роли центра
воскрешения прошлого. Машина фильма «Люблю
тебя, люблю» перемешивает и фрагменти-рует полотнища прошлого,
полностью охватывающие персонажа, с тем
чтобы пережить их вновь. А «Ночь и туман» задается целью изобрести память тем более живую, что она уже не
оперирует образами-воспоминаниями.
Как же истолковать такую внешне парадоксальную ситуацию? |