1 ES, р. 915 (133). Атакже ММ, р. 276-277 (147-148). Рус. пер.,
с. 245. 2 Cp.:Robb е - G r i 11 е t.«L'anneederniareaMarienbad». Ed.deMinuit,p.
13:«Весь рести такие
парадоксальные, гипнотические и галлюцинаторные полотнища, отличительной чертой которых будет то, что они в прошлом, но
прошлое это всегда в грядущем. И вот третья возможность, предложенная для «Мариенбада»:
М — романист-драматург, а X и А — не более чем его персонажи или, скорее, два полотнища,
между которыми он собирается провести
связующую нить (трансверсаль). В фильме «Провидение», одном из прекраснейших у Рене, мы более всего наблюдаем такие перераспределения, фрагментации и
преобразования, непрестанно движущиеся от одного полотнища к другому, —
но именно с целью создать некое третье,
которое увлечет за собой все, поднимется к истокам до животного мира и распространится до границ вселенной. В этой работе
старого пьяницы-романиста встречается масса трудностей и неудач: вот, например,
три террасы, заимствованные из трех эпох, — а вот
футболист; с какого полотнища пришел он и нужно ли его сохранить? Бенайюн попадает в самую цель, когда пишет:
«Отсутствие у Рене последовательности "детство — отрочество -
взрослые года" <...> возможно,
побуждает его восстанавливать в творческом плане синтез жизненного цикла, отправляясь от момента рождения, а
может быть, и от дородового периода,
и достигая смерти и ее предощущений, даже если в конкретных случаях все это
сливается в единый сплав в одном и том же
персонаже»1. Произведение искусства проходит сквозь сосуществующие эпохи, но для этого ему необходимо встречать
препятствия и застывать на
исчерпанном полотнище, в мертвой фрагментации {«Статуи тоже умирают»). Успех же приходит в том случае, когда художник, например Ван Гог, достигает некоего избытка,
преобразующего эпохи памяти или мира:
«магнетическая» операция, которая скорее сама объясняет «монтаж», нежели им объясняется. Не существует режиссера, менее зарывающегося в прошлое. Кино Рене, ускользая от настоящего, мешает прошлому вырождаться в воспоминания. На каждом полотнище прошлого, в каждую эпоху задействованы сразу все ментальные функции: воспоминание (но также и забвение),
лжевоспоминание, воображение, намерение, суждение... И каждый раз всеми этими функциями чревато именно чувство. Фильм «Жизнь
— роман» начинается словами «любовь, любовь». Это чувство, простирающееся на целое полотнище и получающее нюансировку в зависимости от собственной фрагментации.
Рене очень часто повторял, что его
интересуют не персонажи, а чувства, которые они могут извлечь из регионов
прошлого, в которых располагаются, играя
роль своих собственных теней. Персонажи принадлежат настоящему, но чувства погружаются в прошлое. Чувства
становятся персонажами, что напоминает тени, стелющиеся по лишенному
солнца парку {«Прошлым летом в
Мариенбаде»). И здесь громадное значение |