имеет место
в случаях, когда согласование его частей не предопределено, но может производиться многими способами: это пространство
несогласованное, чисто оптическое, звуковое или даже тактильное (как у
Брессона). Существуют также пустые и аморфные пространства, утрачивающие свои Евклидовы координаты (как у Одзу или Антониони). Кристаллизованные же пространства имеют место тогда, когда пейзажи становятся галлюцинаторными в среде, сохраняющей лишь кристаллические зародыши и кристаллизуемую материю.
Получается, что общей характеристикой всех этих
пространств
является невозможность объяснить их чисто
пространственным спо
собом. Мы здесь имеем нелокализуемые отношения. Это
разные виды
непосредственного изображения времени. Мы сталкиваемся
уже не с
косвенным образом времени, проистекающего из движения,
но с не
посредственным образом времени, из коего вытекает движение. Мы
имеем уже не хронологическое время, которое можно перевернуть с
помощью необходимых для этого аномальных движений; мы имеем
нехронологическое время, производящее движения, с
необходимостью
«аномальные» и сугубо «фальшивые». Можно также
утверждать, что
монтаж проявляет тенденции к исчезновению в пользу плана-эпизода,
с глубиной или без нее. Но это неверно было бы возводить в принцип,
и монтаж чаще всего остается наиболее существенным
кинематогра
фическим действием. Действие это лишь меняет
направленность: вме
сто того, чтобы компоновать образы-движения так, чтобы
из них полу
чился
косвенный образ времени, оно разлагает отношения в рамках
непосредственного образа-времени так, что из
этого получаются все
возможные движения. Эти «хронические»
отношения обусловливают
ся уже не воспоминаниями и не
грезами. Образы-воспоминания и об
разы-грезы актуализуются в
сенсомоторных схемах и предполагают их
расширение или ослабление, но не
разрыв за счет чего-то иного. Если
время способно где-то представать
непосредственно, то именно в де-
зактуализованных остриях
настоящего, атакже в виртуальных
полотни
щах прошлого. Косвенный образ времени в органическом режиме
стро
ится в соответствии с сенсомоторными
ситуациями, однако два непос
редственных образа-времени смотрят друг на друга в кристаллическом
режиме чисто оптических: и звуковых
ситуаций. «
Отсюда вытекает четвертый пункт, более сложный или более обобщенный. Если мы рассмотрим историю мысли, нам придется констатировать, что время всегда ставило под сомнение понятие истины. Но не в том смысле, что истина варьирует сообразно различным эпохам. Кризис
истины объясняется не просто эмпирическим содержанием времени, но скорее его формой или его силой как таковой. Этот кризис бушует, начиная с античности, и выражен он
в парадоксе «случайных будущих».
Если верно, что завтра может иметь место морской бой, то как избежать одного из двух таких
последствий: либо невоз-
Предыдущая Следующая