можное происходит от возможного
(раз бой имеет место, то уже не может быть
того, чтобы он не состоялся); либо прошлое не является с необходимостью
истинным (поскольку бой мог и не состояться)'. Этот софизм легко трактовать как
парадокс. И все же он доказывает, как трудно
помыслить непосредственные отношения истины с формой времени, и обрекает нас на то, чтобы мы
располагали истинное вдали от существующего, в вечном или в каких-то его
имитациях. Нужно было дождаться Лейбница,
чтобы этот парадокс получил хитроумнейшее,
но также и в высшей степени вычурное разрешение. Лейбниц утверждает, что морской бой может иметь место
либо не иметь места, но произойдет
это не в одном и том же мире: происходит он в одном мире, а не
происходит - в другом, и оба этих мира возможны, но не «совозможны» между собой2. Итак, чтобы разрешить этот
парадокс и спасти истину, следует ввести красивое понятие несовозможности
(весьма отличное от противоречия):
сообразно этому понятию, из возможного получается не невозможное, но
лишь несовозможное, — а прошлое может быть
истинным, не будучи истинным снеобходимос-тью. Но это лишь наступившая пауза в кризисе истины, а не его
разрешение. Ибо ничто не мешает нам утверждать, что несовозможности принадлежат
одному и тому же миру, а несовозможные миры — одной
и той же вселенной: «У Фана, к примеру, есть тайна, и в дверь стучится незнакомец... Фан может убить пришельца,
пришелец может убить Фана, оба могут остаться в живых, оба могут умереть
и т. д. ... Вот вы приехали ко мне, но в
одном из возможных прошлых вы были моим врагом, а в другом — моим
другом...»3. Таков ответ Борхеса Лейбницу: прямая линия как сила времени, как лабиринт времени, является
также линией расходящейся, и расходящейся непрестанно, — она проходит через несовозможные настоящие и
возвращается к не абсолютно
истинным прошлым. 1 Ср.: Schuhl P.M. «Le dommateuretles possibles». V.U.F. (о ролн этого парадокса 2 Ср.: Лейбниц.
«Теодицея». § 414—416: в этом поразительном тексте, который |