3 Борхес, «Проза
разных лет», «Сад расходящихся тропок», пер. Б. Дубина, М., 440 Жиль Дедез Кино-2. Образ-время 441 Отсюда проистекает новый статус повествования: повествование перестает
быть правдивым, т. е. притязать на истинность, и становится сугубо фальсифицирующим. Это вовсе не «каждому своя истина», не переменный
характер содержания. Это некая потенция ложного, заменяющего и свергающего
форму истинности, поскольку оно постулирует
одновременность несовозможных настоящих, или же сосуществование не
абсолютно истинных прошлых. Описание кристаллического
типа уже добралось до неразличимости реального и воображаемого, но сответствующее
ему фальсифицирующее повествование
делает еще один шаг вперед и располагает в настоящем необъяснимые
различия, а в прошлом — неразрешимые альтернативы между истинным и ложным. Правдивый человек умирает, вся ист тинностная
модель рушится в пользу новой разновидности повествования. Мы«ще не говорили об авторе, внесшем в
разработку проблемы существеннейший вклад: это Ницше, который в термине «воля к
власти* заменяет форму истинного потенцией ложного и разрешает кризис истины, стремится раз и навсегда урегулировать
его, «о, в отличие от Лейбница, в пользу ложного и его художественной и
творческой потенции... ' И в романе,^ в
кинематографе творчество Роб-Грийе свидетельствует
о потенции ложного, как о принципе производства образов. И это не просто принцип рефлексии или осознания
типа: «Внимание! Это всего лишь
кино». Это источник вдохновения. Образы следует производить так, чтобы прошлое не оказывалось с необходимостью истинным или чтобы из возможного происходило
невозможное,. Когда Роб-Грийе пользуетсящеталью, вносящей в образ элемент лжи (например, герой фильма «Лгущий человек»- не
должен носить один й тот же костюм и
галстук попрошествии стольких лет), мы понимаем, что потенция ложного представляет собой еще и наиболее обобщенг ный принцип, обусловливающий всю совокупность
отношений в рамках непосредственного
образа-времени. В одном мире двое персонажей знакомы друг с другом, в другом мире они незнакомы, в третьем первый
знаком со вторым, в четвертом, наконец, — второй с первым. Или же если двое персонажей друг друга предают,
то, может быть, первый предает
второго, или ни один не предает другого, или первый и второй - один и
тот же персонаж, предающий сам себя под разными именами: в противоположность
тому, что полагал Лейбниц, все эти миры
принадлежат к одной и той же вселенной и образуют модификации одной и той же
истории. Повествование перестает быть правдивым и уже не выстраивает в цепочку реальные (сенсомоторные) описания. Процессы происходят одновременно: описание
становится собственным объектом, а
повествование делается временным и фальсифицирующим. Формирование кристалла, сила времени и потенция ложного находятся в отношениях строгой взаимной
дополнительно- |