сти и непрестанно друг друга имплицируют, как новые координаты образа. Тут нет ни малейших ценностных суждений,
поскольку этот новый режим не менее,
чем старый, производит свои готовые формулы, рецепты, трудоемкие и ни к чему не ведущие процессы, неудачи,
произвол, а также «подержанный товар», который нам представляют как шедевры.
Интересным здесь является именно новый статус образа, новый тип
описания-повествования в той мере, в какой он вдохновляет совершенно непохожих друг на друга великих режиссеров1.
Резюмировать сказанное можно в утверждении, что фальсификатор становится прямо-таки персонажем кино: уже не
преступник, не ковбой, не
социально-психологический либо исторический герой, не власть имеющий (как это было в образе-действии),
а просто-напросто фальсификатор, и
все это в ущерб любому действию. Если недавно фальсификатор мог существовать в определенно-личностной форме, например*, лжеца или предателя, то теперь его
фигура достигает беспредельных
масштабов и накладывает отпечаток на целые фильмы. Он сразу — и человек
чистых описаний, и производитель образа-кристалла, неразличимости реального и
воображаемого;, он попадает в кристалл и
показывает непосредственный образ-время; он порождай ет неразрешимые
альтернативы, необъяснимые различия между истинным
и ложным, и тем самым навязывает некую потенцию ложного, как адекватную
времени, в противовес любой форме истинного, которая дисциплинировала бы время.
«Лгущий человек» — один из пре-краснейших.фильмов
Роб-Грийе, и речь в нем идет не олокализован-ном лжеце, а о нелокализуемом и хроническом фальсификаторе, находящемся
в парадоксальных пространствах. Представляется также, что в творчестве Рене «Ставиский» не
проходной фильм, и даже если он не является важнейшим, то в нем ключ к
тайнам других, что немного напоминает «Узор
на ковре» Генри Джеймса. У Годара также можно найти фильм еще более второстепенный, но все же фундаментальный, поскольку в систематизирующей и компактной
форме в нем представлено то> чем
непрерывно вдохновлялось творчество этого режиссера, - потенция ложного,
которую Годар сумел навязать как новый стиль
и которая следует,от чистых описаний к фальсифицирую- 1 Ср.: BergaJa Alain. »Le vrai, le faux, le factice». «Cahiers
du стёта», no. 351, septembre 1983. Автор изобличает готовые формулы,
проистекающие из этого нового образного
режима (и, очевидно, у каждого режима образов могут быть весьма быстро
обнаруживаемые подделки). Бергала предлагает следующий критерий: необходимо,
чтобы декор не оставался мертвым и> не притязал на самоценность, Но
выстраивался в одну цепь с фальсифицирующим повествованием, каковое, в свою очередь, должно быть не произвольным, но
необходимым. Уже в связи с творчеством Уэллса он назвал один «набор»
образов «потенциями ложного» («Orson Welles,
Cahiers du cinema», p. 69). Можно
обратиться к важной статье Паскаля Бонитцера «L'art du faux: metamorphoses» («Raoul Ruiz,
Cahiers du cinema»). |